Причины
Подготовка
фото: NICK FERARRI/POPULAR MECHANICS
В зависимости от конструкции дифференциала на вашем автомобиле смена масла может быть как очень грязной, так и достаточно чистой работой. Некоторые виды дифференциалов имеют сливную пробку (не забудьте, на ней расположен магнит для притягивания стружки и шестерен, после откручивания ее нужно почистить от нее), с других требуется снимать крышку корпуса.
В любом случае вам понадобится широкий поддон для масла (в него оно будет стекать) и место в гараже, где можно легко подлезть под машину и не бояться пролить немного масла на бетонный пол. Прогрейте свой автомобиль в течение нескольких минут, прокатитесь, чтобы разогнать масло в трансмиссии. Переоденьтесь в одежду, которую не жалко будет испачкать, и возьмите с собой перчатки.
Это же просто замена масла. В этом действии действительно нет ничего сложного, но приготовьтесь, потому что старое масло из дифференциала обладает очень специфическим едким запахом. Мы предупредили!
Открутите пробку заливного отверстия в верхней части корпуса дифференциала, а затем отвинтите сливную пробку (под пробками нередко рекомендуется менять уплотнительыне шайбы, чтобы исключить подтекания). Если на вашем автомобиле не предусмотрено сливной пробки, отвинтите болты корпуса, оставив пару верхних болтов чуть ослабленными, чтобы удерживать крышку на месте.
Используя отвертку с плоским жалом, осторожно откройте крышку, предварительно отойдя немного в сторону. Будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность корпуса дифференциала
Дайте маслу полностью стечь, затем снимите крышку.
Блокировка дифференциала и система курсовой устойчивости
Принудительная блокировка дифференциала с гидравлическим приводом
Чтобы крутящий момент полуосей снова стал одинаковым, нужно блокировать действие сателлитов или обеспечить его передачу от чашки на нагруженную полуось.
Это особенно актуально для машин повышенной проходимости, имеющих полный привод 4Х4. Не только потому что они предназначены для езды по местности с тяжелыми дорожными условиями. Стоит машине, оснащенной тремя дифференциалами (два межколесных, один межосевой), хотя бы в одной из четырех точек потерять сцепление – величина крутящего момента остальных колес устремится к нулевому значению, и машина откажется ехать.
Избежать неприятностей помогает блокировка, которая может быть либо частичной, либо полной (зависит от степени перераспределения усилий между полуосями), а также либо ручной, либо автоматической (зависит от степени контроля со стороны водителя).
Хорошо себя зарекомендовали , распределяющие крутящий момент, учитывая его разность на полуосях или исходя из значений угловых скоростей.
Наиболее сложным совершенным способом устранить недостатки узла является электронная блокировка, реализуемая на базе , датчики которой контролирует все необходимые параметры во время движения автомобиля. На основе полученных данных работа автомобиля корректируется автоматически.
Ремонт дифференциала механической коробки передач
Одной из причин повышенного шума в коробке передач может быть износ или поломка деталей дифференциала.
Вам потребуются: торцовая головка «на 15», универсальный съемник, оправка для запрессовки подшипников, отвертки с плоским лезвием, бородок, молоток.
1. При сильном износе зубьев шестерни привода спидометра замените шестерню. Для этого разведите отверткой концы стопорного кольца и одновременно второй отверткой сдвиньте по цапфе коробки дифференциала шестерню вместе с кольцом.
2. Для замены изношенного или поврежденного подшипника спрессуйте его с цапфы коробки дифференциала.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Подшипник, спрессованный показанным способом, для повторной установки не пригоден, так как повреждается его сепаратор. Поэтому без необходимости не демонтируйте подшипники дифференциала.
При замене подшипников дифференциала обязательно замените их наружные кольца, установленные в регулировочную гайку и крышку подшипника (см. Разборка и сборка коробки передач, дефектовка ее деталей).
3. Выверните десять болтов крепления ведомой шестерни главной передачи к коробке дифференциала.
4. Пометьте взаимное расположение шестерни и коробки…
5. …спрессуйте шестерню с коробки дифференциала легкими ударами молотка через деревянную проставку…
6. …и снимите шестерню.
7. Выбейте бородком диаметром 3,2 мм фиксирующий штифт оси сателлитов…
8. …и извлеките из коробки дифференциала ось сателлитов.
9. Проворачивая шестерни дифференциала, выньте из коробки дифференциала сателлиты…
10. …и полуосевые шестерни.
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание…
…на сателлитах…
…и полуосевых шестернях установлены опорные шайбы. При обратной сборке не забудьте установить их на прежние места.
11. Осмотрите рабочие поверхности и зубья сателлитов, шлицы и зубья полуосевых шестерен. При сильном износе рабочих поверхностей, шлицев и зубьев, а также при выкрашивании зубьев замените шестерни дифференциала.
12. Осмотрите опорные шайбы шестерен. При видимом износе шайб замените их
13. Осмотрите поверхности коробки дифференциала в местах работы опорных шайб шестерен. При сильном износе поверхностей замените коробку дифференциала.
14. Мелкие неровности на шейках оси сателлитов удалите мелкозернистой наждачной бумагой. При наволакивании на шейки металла сателлитов или при их одностороннем износе замените ось.
15. При наличии сколов, выкрашиваний и значительной выработки зубьев ведомой шестерни главной передачи замените шестерню.
ПРИМЕЧАНИЕ
При замене ведомой шестерни главной передачи необходимо одновременно заменить и ведущую шестерню (вторичный вал), поскольку эти шестерни подбирают по шуму и устанавливают только в паре.
16. Соберите дифференциал в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
- фиксирующий штифт оси сателлитов запрессуйте в отверстие коробки дифференциала с той стороны, в которую его выбивали;
- подшипники дифференциала напрессуйте на цапфы коробки дифференциала, прикладывая усилие к внутреннему кольцу;
- перед напрессовкой на цапфу коробки дифференциала шестерни привода спидометра нагрейте шестерню в масляной ванне до температуры 80 °С;
- напрессуйте ведомую шестерню главной передачи на коробку дифференциала, совместив нанесенные при разборке метки и нагрев шестерню в масляной ванне до температуры 100 °С;
- смажьте резьбовую часть болтов крепления ведомой шестерни анаэробным фиксатором резьбы, затягивайте болты равномерно крест-накрест. Окончательно затяните болты моментом 70 Н·м (7,0 кгс·м).
На своем месте
Материалы по теме
Супертест 10 «проходимцев»: чей полный привод лучше?
Подбор самоблока зависит от режима эксплуатации машины. Если это обычная повседневная езда и любительские соревнования в различных дисциплинах, то первым делом нужно изучить все существующие модификации автомобиля. Возможно, что некоторые версии получают LSD на заводском конвейере, но не поставляются на наш рынок. В этом случае можно заказать самоблок по каталогу или поискать бывший в употреблении. Лучше брать новый: это дороже, но будет уверенность, что он встанет на автомобиль как родной. Еще важнее другое: производитель тестировал машину с таким дифференциалом, подбирал его вид (дисковый или винтовой) и характеристики, чтобы по-настоящему раскрыть потенциал машины.
Если заводского варианта нет, то предпочтительнее взять винтовой дифференциал типа Torsen T2/Quaife. Он проще и значительно дешевле версии T1, но при этом не сильно отстает по характеристикам. Аналогичные дифференциалы предлагает масса других производителей. Среди достоинств такого самоблока — быстрое, но мягкое и прогнозируемое срабатывание, широкий диапазон изменения момента на колесах, внушительный ресурс и надежность. При подборе дифференциала рекомендуется ограничиться преднатягом до 7 кг. Иначе его ресурс будет заметно ниже из-за повышенного износа внутренних элементов — без получения заметных ездовых дивидендов.
Если же нужна подготовка под профессиональный уровень соревнований на бездорожье и треке, лучше выбрать дисковый самоблок. Рынок предлагает много подобных узлов. Частенько такие самоблоки имеют преднатяг от 10 кг. Благодаря этому они отлично работают в условиях соревнований — но при этом крайне непрактичны в повседневной езде, так как блокируются слишком рано и жестко. Дисковые дифференциалы проще переваривают высокую степень преднатяга, однако она достаточно быстро проседает. Для ее восстановления потребуется снятие и полная разборка узла.
КЛАССОВОЕ ДЕЛЕНИЕ
Коэффициент блокировки (КБ) — одна из двух основных характеристик самоблокирующегося дифференциала. КБ характеризует соотношение моментов на отстающем колесе (имеет хорошее сцепление с дорогой) и на забегающем (потеряло сцепление). Для свободного межколесного дифференциала он равен единице — дифференциал всегда делит крутящий момент между осями поровну. Для самоблоков КБ обычно составляет от 1 до 5. То есть при наивысшем коэффициенте такой дифференциал может реализовать на отстающем колесе в пять раз больше крутящего момента, чем на забегающем.
Некоторые производители указывают КБ в процентах. Если конкретный дифференциал имеет коэффициент 30%, то он может передать максимум 65% момента на колесо с лучшим сцеплением (стандартные 50% плюс 30% от оставшейся половины, то есть еще 15%). Если КБ равен 70%, то этому колесу достанется до 85% усилия (50% + 35%).
КБ зависит от конструктивных особенностей дифференциала. Для червячных (винтовых) узлов это в первую очередь угол нарезки зубьев на шестернях, а для дисковых — конфигурация фрикционов.
Другая важная характеристика дифференциала — преднатяг. Чем он больше, тем значительнее первоначальный момент внутреннего трения в узле. В основном он зависит от тех же особенностей, что и КБ. Однако современные самоблоки всё чаще имеют в своей схеме регулировочные шайбы. Они стоят между полуосевыми шестернями и дополнительно их распирают, увеличивая преднатяг, который можно подгонять под любые условия эксплуатации.
Дополнительный плюс конструкции с шайбами — возможность продлить жизнь дифференциала. Со временем неизбежен износ зубьев червяков и фрикционных дисков, который снижает преднатяг и эффективность работы узла. Замена пружинных конических шайб, которые тоже ослабевают, вновь взбодрит самоблок, если подобрать необходимое количество шайб и их толщину
Важно учитывать, что увеличенный преднатяг всегда повышает нагрузку на любой дифференциал, что неизбежно усиливает его износ и сокращает ресурс
Благодарим за помощь в подготовке материала «КПП Сервис» (www.vaz08–15.ru).
Самоблоки: все, что вам нужно знать
Самоблоки: все, что вам нужно знать
Схема устройство автоматической коробки передач АКПП
- Гидротрансформатор – представляет собой сцепление в механической коробке передач, но не требует непосредственного управления водителем, и осуществляет все операции автоматически.
- Планетарный ряд – блок шестерен, который служит для изменения передаточного отношения при переключении передач.
- Тормозная лента, передний и задний фрикционы – вспомогательные элементы, благодаря которым осуществляется переключение передач.
- Устройство управления АКПП – узел, отвечающий за управление, и состоит из поддона АКПП, шестеренчатого насоса и клапанной коробки.
Гидротрансформатор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач, сглаживания вибрации двигателя, привода масляного насоса. Масляный насос создает рабочее давление трансмиссионной жидкости в гидротрансформаторе и системе управления и контроля.
Устанавливается в кожухе между двигателем и коробкой передач и выполняет функции сцепления. Гидротрансформатор в процессе работы подвергается высоким нагрузкам, поэтому, чтобы его детали не изнашивались, его наполняют трансмиссионной жидкостью.
Планетарный ряд — в автоматических трансмиссиях используются планетарные передачи. В корпусе АКПП расположены несколько планетарных механизмов, которые обеспечивают требуемые передаточные отношения. Осуществление передачи крутящего момента от двигателя к колесам происходит с помощью фрикционных дисков через планетарные механизмы, дифференциал и другие устройства. Управление устройствами обеспечивается системой управления и контроля благодаря использованию трансмиссионной жидкости.
Тормозная лента – устройство, предназначенное для блокировки элементов планетарного ряда.
Клапанная коробка – система каналов с клапанами и плунжерами, функцией, которой является контроль и управление. Главная функция клапанной коробки состоит в восприятии и преобразовании скорости движения, нагрузки двигателя и степени нажатия педали газа в гидравлические сигналы. Благодаря этим сигналам в работу вступают фрикционные блоки последовательно включаясь и выходя из рабочего состояния, тем самым изменяя передаточное число в автоматической коробке передач АКПП.
Особенности приготовления рамена
Рамен представляет из себя лапшу, залитую бульоном со всевозможными ингредиентами. Рецептов рамена могут быть сотни, но есть все же общая технология приготовления, которой придерживаются во всем мире. Составные части для блюда готовятся отдельно, а потом соединяются вместе в одной тарелке.
Бульон для рамена
Основа любого рамена — это бульон, который задает вкус всему блюду. Он может готовиться на свиных, куриных, говяжьих костях, на основе свежей рыбы или сушеной стружки тунца бонито, а также на основе овощей, водорослей, грибов. Также бульоны могут быть смешанными и часто приправляются солью, соусами и различными приправами.
Несколько видов бульона для рамена:
- Сёю или Шою. Легкий бульон (ассари) с соевым соусом. Один из самых старых и популярных видов. Характерную окраску и вкус ему придает именно соус. Варят обычно на куриных, говяжьих, свиных костях или рыбе. С таким бульоном хорошо сочетаются по вкусу нори, вареные яйца, зеленый лук, камабоко (блюдо на основе рыбного пюре), фасолевые проростки, кунжутное масло. Также в него часто кладут ломтики свиной или говяжьей нарезки. Особо популярен рамен на таком бульоне в центре Японии, а точнее, в регионе Канто.
- Шио. Легкий бульон, который принято обильно солить (от японского «соль»). Чаще всего его готовят на основе курицы, овощей, рыбы или водорослей. Для топпингов обычно подбирают такие же легкие ингредиенты типа курицы, маринованных японских слив, камабоко и морепродуктов. Этот бульон изначально использовался в оригинальной китайской рецептуре и сейчас наиболее популярен в южном городе префектуры Хоккайдо — Хакодате, где ощущается влияние китайской культуры.
- Мисо. Бульон для рамена с добавлением соевой пасты мисо получается легким, но в то же время насыщенным и наваристым. С ним хорошо сочетаются острые пасты из бобов или масло из перца чили. В качестве добавок чаще идут такие продукты, как сладкая кукуруза, перья зеленого лука, бобовые ростки, белокочанная капуста, обжаренный свиной фарш.
- Тонкоцу. Очень густой, насыщенный и наваристый бульон (коттери), сваренный на свиных костях. Его варят около 8 часов, чтобы он достаточно загустел. Суп подают с вареными яйцами, ломтиками свиной нарезки, зеленью, свиным жиром и другими ингредиентами. Этот бульон считается самым популярным и часто используемым в классическом рецепте рамена.
- Карри. Обычно густой бульон, сваренный на свиных костях и овощах, щедро приправленный специей карри. В такой бульон кладут тонкие ломтики маринованной и обжаренной свинины, водоросли нори, ростки маша, лук.
Лапша для рамена
Раменом называется не только блюдо, но и лапша, из которой оно изготавливается. Для ее приготовления используется белая очищенная мука, вода (иногда газированная — каммидзу), соль и яйца. Она имеет длинную тонкую цилиндрическую или плоскую форму и желтоватый цвет. Из-за такого состава лапша получается плотной и не разваривается в бульоне.
Лапша рамен бывает нескольких видов:
- Хосомен (тонкая лапша);
- Чу хосомен (средняя тонкая лапша);
- Чубутомен (средняя толстая лапша);
- Футомен (толстая лапша).
В рамен-я (ресторанах, где подают рамен) принято готовить лапшу самостоятельно, реже покупая ее в специализированных магазинах. Видов лапши также существует несколько, и каждый повар с тщательностью подбирает подходящую к бульону. Например, к наваристому бульону кладут тонкую и плоскую лапшу, чтобы она могла впитать в себя насыщенный вкус. А к бульону мисо больше подходит волнистая лапша, которая лучше раскрывает вкус пикантной приправы.
Топпинги для рамена
Лапшу рамен сложно представить без топпингов — наполнений, которые разнообразят и украшают блюдо, придают ему насыщенность и индивидуальность. В одной тарелке лапши могут сочетаться от 4 до 40 составляющих, вот некоторые из самых популярных:
- Свинина. Самое часто используемое дополнение к лапше. Вариаций его может быть множество, но основные виды — это тясю (тушеная до мягкости в соевом соусе и сладком рисовом вине свинина) и какуни (свинина, тушеная с соевым соусом, мирином, имбирем, корицей, жгучим перцем, сахаром и чесноком). Также часто подают бекон, фарш, тушеный или обжаренный с овощами, свиной жир.
- Морепродукты. Такие добавки, как креветки, краб, мидии, гребешки, кальмары, осьминоги и др., обычно кладут в легкие рыбные бульоны. Топпинг камабоко также довольно популярен, он представляет собой тонкие ломтики рулета, приготовленного на основе сурими (пюре из белой рыбы). Также с лапшой рамен тесно связаны стружка тунца бонито и паста хондаши, на ее основе.
- Яйца. Отварные яйца служат практически основным топпингом для любой лапши рамен. Они могут готовиться разными способами. Используют, например, как классические вареные яйца вкрутую, так и маринованные в соево-мириновом соусе всмятку (аджитсуке тамаго). Также популярным способом приготовления яиц для рамена является технология су вид: яйца варятся при низкой температуре долгое время, благодаря чему белок становится нежным на вкус, а желток — жидковатым и тягучим. Свежие овощи принято подавать к легким бульонам, а жареные — к наваристым.
- Водоросли. Листы нори принято класть перед самой подачей в миску с лапшой либо рвать на части и посыпать на блюдо. Водоросли вакамэ и комбу чаще добавляют в легкий бульон на основе соли, которому они придают особый морской вкус и аромат.
- Курица. Так же, как и свинина, в различном виде: маринованном, томленом, тушеном и т. д. Частым ингредиентом в лапше рамен являются тонкие ломтики утки по-пекински.
- Масло ароматное. Разновидностей может быть много: кунжутное, луковое, чили, настоянное на бонито, креветочное, чесночное, черное чесночное масло и др. Они не только придают особые вкусовые качества бульону, но и, покрывая его пленкой, препятствуют скорому остыванию.
- Имбирь бени-сега. Он намного острее, чем тот, который идет вместе с суши, чаще добавляется в густые бульоны тонкоцу.
- Овощи. Красиво нарезанные перья зеленого лука — одно из основных украшений лапши рамен. Также часто кладут тушеную белокочанную капусту, комацуна (китайская капуста), лук порей, красный лук, вареную или консервированную кукурузу, окисленные побеги бамбука (мэнма), ростки маша (бобовая культура) и фасоли.
- Грибы. Например, маринованные шиитаке, кикурагэ (аурикулярия уховидная) в сушеном виде, которые предварительно отмачивают, или свежие грибы эноки, которые при заливании их горячим бульоном отдают последнему свой «землистый» привкус со сладковатыми нотками.
- Кунжут. Семена кунжута используются как в свежем, измельченном, так и в жареном виде. Также нередко в лапшу рамен добавляют тахини (паста из обжаренного кунжута с добавлением масла).
- Специи. Они придают завершающий оттенок любой лапше. Кладут их прямо в миску либо подают отдельно, чтобы каждый мог приправить блюдо по своему вкусу. Частыми приправами являются черный, белый, красный перец, карри, сушеный порошок острого чили в жареном виде либо в составе смеси из апельсиновой цедры, кунжута, имбиря, нори и семян конопли. Чесночная паста, созданная путем смешивания измельченного чеснока со свиным жиром, придает лапше нежную остроту. Также популярным топпингом для рамена является лимон.
Принцип работы сцепления автомобиля
Сцепление – одна из комплектующих авто, предназначенная для установления связь между мотором и трансмиссией автомобиля. Эта комплексная деталь необходима для регулировки скоростных режимов (передач) и крутящего момента, что повышает плавность хода машины во время начала движения. При отсутствии этой комплектующей на коробку передач авто будет приходиться колоссальная нагрузка, способная спровоцировать её износ или моментальную поломку. Для правильной эксплуатации сцепления нужно знать об устройстве и принципе работы этого механизма, а также иметь сведения о его возможных поломках.
Устройство
Современное сцепление состоит из следующих элементов:
1. Нажимной диск. Эта деталь является основой узла сцепления. Она представляет собой корзину округлой формы, к которой подсоединено несколько пружин. К основанию нажимного диска подключен маховик двигателя, переносящий крутящий момент от коробки передач непосредственно к мотору. Пружины диска обладают округлой формой и принимают непосредственное участие во время взаимодействия всех основных элементов сцепления.
2. Ведомый диск. Ведомый диск осуществляет подавление лишних шумов, звуков и вибраций во время переключения передач при помощи трансмиссии. В его состав входят такие детали, как пружине из демпфера, муфта, основание выпуклой формы и фрикционные накладки. Гашение производится внутри накладок, состоящих из углепластикового или керамического композита, располагающегося звукоизоляционными свойствами. Ведомый диск входит в шлицы вала КПП и при помощи демпферных пружин свободно перемещается по ним во время изменения скоростного режима.
3. Выжимной подшипник. На защитной конической трубе первичного гребного вала двигателя крепиться выжимной подшипник, представляющий собой округлую нажимную площадку. С его помощью активируется система привода. Он выполняет свои действия посредством оттягивающих или нажимных движений.
4. Система привода. Привод осуществляет передачу крутящего момента от мотора автомобиля к его колёсам. В зависимости от способа передачи выделяют механическую, электрическую и гидравлическую систему привода. В механической системе все транспортировка происходит с использованием троса, располагающегося во внутренней части конической трубы вала. Электрическая система осуществляет передачу под действием встроенного электромотора, который находится рядом с тросом вала.
Активация электродвигателя происходит при нажатии на педаль. Самым сложным принципом действия обладает гидравлическая система привода. Она передаёт крутящий момент по трубке высокого давления. Специализированный поршень при нажатии педальной установки авто начинает надавливать на тормозную жидкость, создавай в этой области высокое давление. При помощи трубки оно передается к рабочему цилиндру, который активирует действие выжимной вилки.
По ней происходит передача крутящего момента.
5. Педаль сцепления. Эта комплектующая находится в салоне авто. Она связана со сцеплением при помощи ряда креплений и узлов. Педаль приводит в действие систему привода.
Принцип действия
Действие сцепления основывается на переменном движении ведущего диска. Он присоединяется к маховику мотора. Для достижения максимальной прочности конструкция скрепляется нажимным диском. Ведомый диск размещен между нажимной площадкой и маховиком мотора. На маховик оказывают воздействие пружины нажимного диска. В результате давления активируется трос, который передаёт давление по трубке высокого давления к выжимной вилке. В итоге, крутящийся момента передаётся к коробке передач и происходит переключение передач.
В зависимости от строения конструкции выделяют 2 типа сцепления, отличающихся принципом действия:
1. Сцепление мокрого трения. Главным отличием этого вида сцепления является наличие маслянистой среды, в которой происходит взаимодействие всех компонентов этой детали. Ведомый диск передвигается посредством поступательных движений и ослабляет сжатие между валом КПП и нажимным диском, вызывая смену скоростного режима. Маслянистая жидкость охлаждает все комплектующие и позволяет передавать момент большего размера, нежели чем в сухой среде. Сцепление мокрого трения применяется чаще всего в мотоциклах и мопедах.
2. Сцепление сухого трения. Эта разновидность сцепления осуществляет работу всех компонентов при отсутствии жидкостей. Он используется в большинстве легковых автомобилей с МКПП. Она обладает менее высоким КПД, но стоит гораздо дешевле сцепления мокрого трения.
Устройство и схема работы дифференциала на примере свободного дифференциала
Самым простым устройством на базе планетарного редуктора является свободный дифференциал. Рассмотрим вкратце принцип его действия. Вращение от двигателя передаётся на механизм шестернёй главной передачи. Зубья жёстко передают движение на ведомую шестерню большого размера, находящуюся в корпусе дифференциала.
На ведомой шестерёнке закреплены два конических сателлита с двумя степенями свободы: они вращаются вместе с ведомой шестернёй, и одновременно могут вращаться вдоль своей оси. Когда автомобиль едет прямо, сателлит бежит по большому кругу и передаёт одинаковое вращательное движение на обе полуоси. Как только машина поворачивает, сателлиты совершают вращательные движения вокруг своей оси, и скорость вращения полуосей изменяется. В результате одно из колёс движется медленнее, а другое, описывающее больший поворотный радиус, быстрее.
Предназначение дифференциала в автомобиле
Основная задача дифференциала — обеспечивать колёсам разную скорость вращения. Такой способ вращательного движения необходим для правильного вхождения машины в повороты, при пробуксовке колес и в другие моменты. Когда машина поворачивает, то разные колёса описывают разные траектории. Если ведущие колеса будут двигаться с одинаковой скоростью, то выполнить поворот на такой машине будет очень сложно. Распределение моментов между приводимыми в движение колёсами происходит при помощи дифференциала.
Во время пробуксовки одного из колёс, обычный планетарный механизм начнёт работать в сторону увеличения крутящего момента. Колесо начинает буксовать ещё сильнее. Колесо, находящееся на твёрдой поверхности, перестанет крутиться. Для решения таких проблем дифференциальные устройства обеспечиваются блокировочными механизмами различных типов: ручными или автоматическими. Блокировка дифференциала значительно повышает проходимость полноприводного автомобиля. Пока хотя бы одно колесо цепляет дорогу, машина двигается.
Что такое блокировка дифференциала в автомобиле
Это способ заблокировать сателлиты, чтобы исключить их вращение вокруг своей оси или соединить шестерню полуоси с корпусом дифференциала. Крутящий момент будет передаваться равномерно или в определенном соотношении между двумя полуосями ведущих колес. Существует два вида блокировок – жесткая и частичная.
В первом случае, все части дифференциала будут заблокированы, момент будет передаваться на все ведущие колеса. На многих внедорожниках этот режим называется «Lock». Второй вид – в нем используются дифференциалы повышенного трения. В них мощность передается в определенной пропорции между буксующим колесом и заблокированным. Чем быстрее вращается свободная ось, тем больше крутящего момента идет на «стоячее» колесо.
Жесткая или принудительная блокировка
Она активируется принудительным нажатием кнопки в салоне или физическим перемещением определенного элемента в механизме. В последнем случае водителю нужно было перемещать рычаг и при помощи тросов происходило смещение муфты, блокирующей ось колеса с корпусом дифференциала. В современных авто применяются пневматические, гидравлические или электрические привода. В некоторых случаях используется не межколесная блокировка, а межосевая, мощность передается между передними и задними колесами машины в соотношении 50:50, 50:40, в зависимости от настроек.
Частичная блокировка или LSD
LSD – этот термин означает, что в авто применяется дифференциалы ограниченного, частичного проскальзывания.
Они бывают:
Вязкостная муфта (вискомуфта). Состоит из набора дисков, часть которых закреплена с корпусом, вторая – с ведущим валом. Вся конструкция находится в герметичном корпусе, заполненном специальным силиконом. При увеличении скорости вращения ведущего вала выше скорости корпуса, диски на валу начинают мешать собой силикон. Он меняет свои свойства, становится вязким. Тем самым повышается коэффициент трения между дисками, дифференциал блокируется. При уравнивании скоростей, силиконовая смазка восстанавливает свою вязкость и диски разблокируются.
Дисковые муфты повышенного трения. В них вместо силикона применяются фрикционные диски. Часть находится на полуоси, часть на корпусе дифференциала. При прямолинейном движении колес весь механизм работает как одно целой. При проскальзывании одной из осей, за счет силы трения дисков он блокируется, передавая момент на оба колеса.
Червячные. Ярким примером является дифференциал Торсен. В его конструкции применяются сателлиты червячного типа, которые могут вращаться от червячных шестерен полуосей, а сами вращать их не могут – блокируются. При повышении угловой скорости одной оси происходит блокировка сателлитов и перераспределение мощности на колесо с хорошим сцеплением с дорогой. Чем быстрее проскальзывает колесо, тем больше момента передается на другую ось. Происходит автоматическая частичная блокировка дифференциала, без участия водителя. При выравнивании скоростей, червячные сателлиты разблокируются и механизм вернется в исходное состояние.
В последнее время на современных автомобилях появилась третий вид блокировок – имитация блокировки межколесного дифференциала. Здесь все происходит в автоматическом режиме. Система считывает данные с датчиков ABS о скорости вращения ведущих колес. Если они сильно различаются, то тормозная система «прикусывает» колесо, которое быстрее крутится, буксует, часть энергии вращения передается на колесо с хорошим сцеплением. В данных системах не применяются дорогие и сложные конструкции для блокировок, используется свободный дифференциал и электронная система с датчиками АБС – это удешевляет конструкцию и конечную стоимость автомобиля. Но эффективности в ней меньше, чем настоящих, физических блокировок. Подробнее о принципах работы разных типов дифференциалов поговорим в других статьях. Сейчас приведем основные недостатки таких блокировочных механизмов.
- Сложная конструкция, ведущая к дорогому ремонту
- Повышенные требования к обслуживанию
- Большой нагрев механизма, в результате повышенного трения элементов. При длительном использовании сокращается срок службы деталей и всего агрегата в целом
- Установка дополнительной электроники, контролирующей температуру элементов муфты и другие параметры, обеспечивающие надежность, долговечность механизма
Что ещё следует знать
Что такое гипоидная передача в автомобиле в общих чертах мы рассказали. Остановимся ещё на некоторых аспектах её правильной эксплуатации. Во время движения транспортного средства с гипоидной главной передачей следует учитывать тот факт, что пятно зацепления зубьев шестерён при движении вперёд или назад различно.
При движении вперёд оно будет находиться в средней части зуба, а когда будет включен задний ход, пятно смещается назад к краю зуба. Кроме этого при возрастании нагрузки на шестерни, пятно контакта имеет возможность для смещения.
Это следует учитывать, особенно при движении задним ходом. Это сделано специально, так как транспортное средство в основном движется вперёд. Владельцам автомобилей, особенно внедорожников, у которых два ведущих моста и две главные передачи, следует знать. При поездках в экстремальных дорожных условиях, когда существует опасность застрять в разбитой колее, выдёргивать застрявший автомобиль нужно только передним ходом. В этом случае будет работать увеличенное пятно контакта, что позволит избежать поломки зубьев.
Обычно у всех внедорожников передние мосты изначально слабее задних. Опытные водители рекомендуют владельцам машин с гипоидными передачами следовать нескольким правилам при попадании в тяжёлые условия эксплуатации:
- По возможности использовать динамические стропы.
- Не ставить автомобиль под большим углом к вытаскиваемому.
- Использовать при вытаскивании тросогаситель.
Не все автомобилисты знают, какими особенностями характеризуется гипоидное масло и где его применяют. Такой смазочный материал в основном используют в трансмиссиях, но также составы пригодны для механизмов, участвующих в рулевом управлении транспортного средства. Это отдельная группа смазочных жидкостей, которые имеют специальные характеристики и отличительные свойства. С их помощью удаётся удовлетворить потребности наиболее требовательных к смазке узлов. Гипоидные масла не применяется повсеместно, но обладают особыми параметрами, необходимыми в тех или иных ситуациях.
Гипоидное масло призвано повышать противозадирные свойства смазки.