Описание видов разъемов
В начале 2000 годов не существовало строгих требований к наружной форме разъема, и многие автопроизводители самостоятельно назначали конфигурацию устройства. На сегодняшний день есть два типа разъема OBD 2, обозначаемые как Тип А и Тип В. Оба штекера имеют 16-пиновый выход (два рядя по восемь контактов) и отличаются только центральными направляющими пазами.
Нумерация пинов в колодке ведется слева направо, при этом в верхнем ряду стоят контакты с номерами 1-8, а в нижнем – с 9 по 16. Наружная часть корпуса выполнена в форме трапеции со скругленными углами, что обеспечивает надежное подключение диагностического переходника. На фото ниже представлены оба варианта устройств.
Разновидности разъема – Тип A слева и Тип B справа
Описание стандарта OBD2 на уровне диагностического разъёма
Попытки автоматизировать средства диагностики предпринимались с момента появления бортовых компьютеров в середине 70-х годов. Собственно говоря, компьютерами эти устройства назвать было сложно, этот термин появился гораздо позже. Электронные блоки управления работой силовых агрегатов уже тогда имели примитивные средства самодиагностики, но использовать их могли исключительно специалисты посредством замыкания определённых контактов разъёма ЭБУ. О необходимости унификации обмена данными между автомобильной периферией и блоком управления заговорили в начале 80-х, и именно тогда была предпринята первая попытка реализации этой идеи. Специалисты General Motors разработали протокол обмена данными с использованием интерфейса ALDL собственной разработки, который первоначально использовался только на автомобилях данного бренда
После усовершенствований протокола в 1986 году, направленных на увеличение скорости и объёмов обмена данными, на него обратили внимание другие автопроизводители, а в 1991 году в Калифорнии, где из-за загрязнённости воздуха экологи начали бить тревогу, был введён регламент, согласно которому все продаваемые в этом штате автомобили должны были использовать протокол OBD1
Хотя первоначальная направленность стандарта была экологической (слежение за выхлопом), он был встречен специалистами сервисных центров с энтузиазмом. Но только через пять лет появилось вторая версия протокола, в которой уже регламентировались и стандартизировались и протоколы ошибок, и используемые разъёмы, и месторасположения разъёма. Действие стандарта было распространено на все продаваемые в США автомобили, поэтому европейские и азиатские автопроизводители, желающие продавать в Северной Америке свою продукцию, также были вынуждены принять протокол OBD2. В 2004 году, когда стандарт распространился и на дизельные авто, протокол дополнили спецификациями Controller Area Network, направленными на стандартизацию шины обмена информацией.
В чем преимущества?
Если говорить о возможностях данного приложения, то они позволяют вам не только сканировать ваш собственный автомобиль, то есть узнавать то, какое количество датчиков и электронных систем используется в вашем транспортном средстве, и как они работают. Вы можете использовать свой гаджет и в качестве тахометра или спидометра, а можете и вовсе сделать из него устройство, которое будет показывать вам крутящий момент двигателя в реальном времени. Превосходное выполнение интерфейса данной программы, а также возможность выбора из огромнейшего количества индикаторов обязательно понравятся любому пользователю, который решит ею воспользоваться.
Данная программа позволяет не только тщательно считать все коды OBD-2 с бортового компьютера, но и предоставить пользователю краткую информацию об ошибке, по которой можно будет без труда узнать подробности неполадки через интернет. Помимо всего прочего, она предусматривает также функцию полной очистки лог-файла. Кроме того, в данной программе реализована встроенная функция GPS-трекера, которая позволяет определить, где и в какой конкретно момент находился ваш автомобиль в процессе активации данной функции, а если же машина пребывает на данный момент в движении, то в таком случае будет доступна даже информация о том, на какой скорости автомобиль двигался по каждому отдельному участку пути.
При помощи данной программы вы не только сделаете свой гаджет действительно мощным и универсальным, но и вовсе превратите его в своеобразный бортовой компьютер. При этом действительно весомым преимуществом данного приложения является то, что оно предусматривает возможность работы на русском языке, благодаря чему любой пользователь может диагностировать свой автомобиль и настроить его нужным образом.
Распиновка obd2 разъема — схема диагностического разъема
Распиновка obd2 разъема — все автомобили выпущенные в последние годы, оборудованы всевозможными электронными приборами. Одним из важных устройств считается система для выполнения диагностики установленного в автомобиле оборудования. Конструкция этого устройства включает в себя коннектор OBD2, который был сконструирован в девяностых годах. Основное его предназначение — возможность подключения сканера, который считывает показания и помогает автомеханику выявить причины неисправности, если они имеются. В настоящее время данного рода устройства широко распространены на рынке и диагностику можно осуществить не посещая СТО. К примеру можем отнести сканер корейского производства Scan Tool Pro Black Edition.
Как правило, розетка коннектора obd2 устанавливается в автомобиле около рулевой колонки, (расстояние составляет примерно 180 мм). Параметрические характеристики коннектора позволяют создать обмен информационными данными, используя при этом промышленную цифровую CAN-шину.
Именно с помощью протокола CAN можно осуществлять подключение различных управляющих устройств,всевозможных датчиков и механизмов. Причем можно одновременно принимать и передавать данные в цифровом формате с большой скоростью, также есть функция защиты от помех.
Конструкция соединителя
Функциональные возможности и распиновка obd2 разъема выполнена по двух компонентной схеме без симметрии и включат в себя шестнадцать ножевидных контактов. Располагаются эти контакты в колодке параллельно друг другу с направляющим ключом. Их нумерация в колодке выполняется с левой стороны направо, при этом верхняя линия контактов обозначена цифрами с 1-8, а другой ряд с 9-16. Конструкция разъема выполнена из прочного пластика, а сами контакты разделяет специальная продольная пластина.
Для осуществления правильной полярности при подключении разъема «папы» к розетке «мамы», предусмотрена конструкция в виде трапеции с несколько закругленными углами. Функции контактов в разъеме имеют две группы назначения. Одна из которых выполнена по стандартной схеме, а другую группу изготовитель вправе использовать по своему усмотрению, для выполнения определенных задач.
Распайка obd2 разъема с определением функции каждого контакта показана в таблице ниже:
1 | Фирменный |
2 | Шина J1850 |
3 | Фирменный |
4 | Заземление общее |
5 | Сигнальная земля |
6 | Шина CAN |
7 | Линия K по ISO 9141-2 |
8 | Фирменный |
9 | Фирменный |
10 | Шина J1850 |
11 | Фирменный |
12 | Фирменный |
13 | Фирменный |
14 | Шина CAN |
15 | Линия L по ISO 9141-2 |
16 | +12 В |
Отличительная черта в конструкции разъема obd2 заключается в том, что он имеет гнездо подключения бортовой сети. А это дает возможность задействовать сканеры не прибегая к использования дополнительной цепи силового питания. Со времен появления первых разъемов obd2, которые были способны только отображать информацию о существующей неполадке, многое изменилось. На сегодняшний день усовершенствованные коннекторы имеют возможность извлекать максимум информации о неполадках. Происходит это благодаря связи приборов диагностики с электронными модулями в авто.
Как самому изготовить соединительный кабель
Иногда возникает потребность в изготовлении соединительного провода, это может случится когда потребуется подключить к автомобильному компьютеру устройство для диагностики. Поэтому, как нельзя лучше, здесь помогут значения указанные в таблице.
Описание и особенности OBD 2
Система для диагностики автомобиля ОБД 2 по стандарту включает в себя структуру кода Х1234.
Каждый символ здесь имеет собственное значение:
- Х — элемент является единственным буквенным и позволяет узнать тип неисправности авто. Некорректно работать могут силовой агрегат, трансмиссия, датчики, контроллеры, электронные модули и т. д.
- 1 — общий код класса OBD. В зависимости от авто, он иногда является дополнительным кодом производителя.
- 2 — с помощью символа автовладелец сможет уточнить место неполадки. К примеру, это могут быть система зажигания, питания АКБ (аккумуляторной батареи), дополнительные электролинии и т. д.
- 3 и 4 — определяют порядковый номер неисправности.
Основная особенность колодки состоит в наличии выхода питания от электросети автомобиля, благодаря чему допускается применение сканеров, не имеющих встроенных электролиний. Изначально диагностические протоколы использовались для получения данных о появлении неполадок в работе систем. Колодки в современных авто позволяют потребителям получать больше информации об ошибках. Это обеспечивается благодаря наличию связи диагностических сканеров и приспособлений с электронными модулями в машине.
В зависимости от производителя адаптера устройство может относиться, например, к таким международным классам:
- CAN;
- SAE J1850;
- SAE J1962;
- ISO 9141-2.
Подробно о назначении диагностических колодок и их использовании рассказал канал «Мир Матизов».
Адаптер OBD2
Каждый автомобиль должен быть оснащен диагностическим адаптером OBD2.
Его удобно применять для:
- диагностики систем автомобиля;
- идентификации и анализа ошибок;
- контроля работы силового агрегата;
- контроля напряжения, скорости, пробега, температуры;
- для отслеживания расхода топлива;
- контроля состояния панельных приборов;
- отслеживания пробега и др.
Адаптер OBD-2 для сканирования
При выборе сканера, следует ориентироваться на его возможности.Более точную диагностику дают дорогие устройства. При невозможности купить дорогой сканер, следует выбирать сканирующее устройство, изготовленное для данной марки автомобиля.
Разъем OBD2 служит для связи сканера с ЭБУ. С помощью распиновки осуществляется подключение сканера к электропитанию автомобиля и заземлению, что обеспечивает его бесперебойную работу. Благодаря протоколам OBDII контролируются параметры, влияющие на чистоту воздуха. Это защита окружающей среды.
Наличие разъема OBD2 позволяет контролировать исправность автомобиля своими силами, не прибегая к помощи дорогостоящей диагностики.
Загрузка …
Стандарт OBD2
Стандарты предполагали считывание информации об отклонениях в экологических параметрах работы двигателя, а также диагностики ЭБУ, obd2 как раз и является системой накопления и считывания подобных протоколов информации. Изначальная «экологическая направленность» obd2, с одной стороны, ограничила возможности по его использованию в диагностике всего спектра неисправностей, но с другой стороны определила его крайне интересную судьбу и, как следствие, широкое распространение не только в США, но и на других автомобильных рынках.
С помощью obd2 можно снять практически любые данные, но общее количество физических интерфейсов и протоколов напугает любого. Это объяснимо тем, что к моменту появления первых версий спецификаций obd2 большинство автопроизводителей уже успели разработать что-то своё. Конечно, введение стандартов привело к некому порядку, но также потребовало включения в спецификацию всех интерфейсов и протоколов, которые на тот момент существовали, практически у всех.
В obd2 разъёме присутствуют три стандартных интерфейса:
MS_CAN, K/L-Line, 1850, там же плюс аккумулятора и две земли (сигнальная и просто масса). Это по стандарту, остальные 7 из 16 выводов – ОЕМ, то есть каждый производитель эти выводы использует как по его мнению наиболее удобно. Но и стандартные выводы зачастую имеют расширенные, продвинутые функции.
Например, MS_CAN может быть HS_CAN, HS_CAN может быть на других пинах (неоговоренных стандартом) наряду со стандартным MS_CAN., Пин №1 может быть: у Ford – SW_CAN, у WAGов – IGN_ON, у Кia – check_engene и т.д.
Все интерфейсы OBD2 также сильно развивались:
тот же интерфейс K –Line изначально был однонаправленным, сейчас он двунаправленный, Бодрейт CAN интерфейса также растёт. На сегодняшний день большинство европейских авто 90-х и начала 2000-х можно продиагностировать имея только K –Line, а большинство американских – только SAE1850. Сегодняшний вектор развития – это всё более широкое применение CAN, повышение скорости обмена, всё чаще видим и однопроводный SW_CAN.
Безусловно, стоит отдать дань стандартам, но все же каждый производитель привносит что-то свое в реализацию той или иной модели автомобиля и не всегда получается следовать стандартам и поэтому obd2 делает свое дело. Этот микроконтроллер, с набором интерфейсов, соответствующих стандарту J1962M переводит всё многообразие данных на разных интерфейсах диагностических разъёмов в язык, оптимальный для приложений, используемых для диагностики автомобиля.
В основном, сейчас большинство протоколов расшифровывается приложением, что позволяет любому профессионалу и не очень оценить данные по ошибкам и параметрам системы. Первым массовым интерпретатором obd2 с открытым протоколом стал ELM327. Это 8-ми битный микроконтроллер MicroChip PIC18F2580, который стал широко распространён в авто кругах и его стоимость хоть и разнообразна, но вполне приемлема.
Использование такого адаптера автолюбителями начинается от — положить в бардачок на всякий случаи и заканчивается — сбросить ошибку перед продажей недобросовестным продавцом.
Кому-то просто нравится владеть всей информацией о параметрах работы двигателя и других систем в красивом интерфейсе приложения на телефоне.
Прежде всего надо понимать, что главное отличие данной системы самодиагностики от всех других — это ориентация на токсичность, которая, к сожалению, имеет место быть при использовании любого автомобиля.
В это понятие входят и вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, и испарения топлива, и утечка хладагента из системы кондиционирования.
Такая ориентация определяет все сильные и слабые стороны стандартов obd2. Так как далеко не все неисправности имеют прямое влияние на токсичность, это сужает сферу действия стандарта
Но, с другой стороны, основными и самыми важными устройствами автомобиля являются двигатель и трансмиссия, а этого вполне достаточно, чтобы констатировать важность применения стандартов obd2
Этапы диагностики автомобиля по OBD2
- Доступные функции и конечный результат диагностики
Доступные функции во многом зависят от возможностей ЭБУ и ПК. Поэтому, один и тот же сканер, на разных моделях автомобилей, будет иметь разные возможности.
Основные функции диагностики через OBD2:
- Сканирование отдельных электронных блоков и всей системы в целом;
- Считка кодов и вывод отчета, с расшифрованными кодами ошибок. Отчет может предоставляться в виде графика или списка;
- Сброс ошибок – удаление из памяти ЭБУ сохраненные коды ошибок. Это нужно делать после устранения неисправности;
- Возможность просмотра и коррекции параметров в динамичном режиме. Мониторинг текущих показаний датчиков;
- Некоторые спец. функции – адаптация, программирование, кодирование и т. д.
Конечно, это не весь функционал диагностики по OBD2. Есть много интересных и нужных функций. Для каждого ПО предусмотрен свой функционал и набор инструментов для их использования.
- Алгоритм тестирования
- Сканер подключен, связь налажена. В программе выбираем модель вашего авто. И Запускаем тестирование;
- По результатам сканирования, выводится отчет. Кода выводятся с расшифровками. Запишите их на листке. Некоторые программы дают возможность послать на печать отчет. Воспользуйтесь этой функцией;
- Далее делаем сброс кодов;
- Заглушить мотор. Через 10 – 15 минут вновь запустить двигатель и желательно немного проехаться, с поворотами и набором скорости. Так мы помогаем ЭБУ набрать данные движения, так как все предыдущие были стерты (обучаем);
- Снова просканировать и сравнить с предыдущими результатами. Повторно выведенные коды ошибок будете сбрасывать после устранения соответствующей неполадки;
- Затем можно отрегулировать работу некоторых компонентов. Для этого в сканерах и их программах, предусмотрена функция просмотра в режиме реального времени. Список того, что можно поменять, предоставит ПО на мониторе ПК и зависит от характеристик ПО бортового компьютера автомобиля.
- Расшифровка кода
Большинство диагностических ПО предоставляют доступ к базам производителей. В них можно найти подробную расшифровку кода, с учетом особенностей вашей модели автомобиля. Информацию можно найти и в свободном доступе, введя в строку поиска, код и марку автомобиля, а также год выпуска и объем мотора.
Меры предосторожности самостоятельной диагностики
- Аккумулятор должен быть достаточно заряжен, контакты прочно соединены.
- Предварительно устраните все обрывы, электрическую сеть восстановите (если были разъединения).
- Все электроприборы, подключенные к бортовой сети (в том числе и сканер), включайте после запуска двигателя. Возможные скачки напряжения могут их повредить.
- ПО для автотестера выбирайте лицензионное, проверенных производителей. Некачественный продукт может навредить бортовой электронной системе.
- Без полной уверенности в полном понимании, не пользуйтесь специальными функциями, не вносите коррективы в ПО ЭБУ.
Бортовой компьютер контролирует все процессы в автомобиле. Это очень точное и чувствительное устройство. Некорректное вмешательство, неминуемо, приведет к его выходу из строя. Это слишком дорогостоящее удовольствие
Поэтому, всегда соблюдайте меры предосторожности
Особенности распиновки
Устройство для работы с OBD представляет собой диагностический разъем, к которому подключаются приборы контролирующие состав выхлопных газов и работу основных систем автомобиля. Распиновка OBD2 – это перечень требований, которых должны придерживаться производители машин.
Месторасположения разъема для диагностики
Диагностический разъем OBD согласно требованиям должен находиться на расстоянии не более 18 см от руля. Система является универсальной, использует стандартный цифровой протокол САN. Он дает возможность получить подробную информацию о неисправностях автомобиля.
Протоколы OBD2 предоставляют возможность считывать различные параметры, количество которых зависит от блока управления и может отличаться у различных производителей (Black Mamba).
В основном поддерживается около 20 параметров.
С помощью системы OBD-II можно считывать:
- температуру охлаждающей жидкости;
- в каком режиме работает топливная система;
- коррекцию подачи топлива по банку1/2 как долгосрочную, так и краткосрочную;
- расчетную нагрузку на двигатель;
- обороты мотора;
- давление топлива;
- угол опережения зажигания;
- скорость автомобиля;
- расход воздуха;
- давление во впускном коллекторе;
- положение дроссельной заслонки;
- расположение датчиков кислорода и данные с них;
- температуру поступающего воздуха и др.
Для контроля определенной системы авто достаточно 2-3 параметров. Но может потребоваться и больше. Количество одновременно контролируемых параметров и формат выдачи данных зависит от сканирующего устройства, а также от скорости обмена информацией с ЭБУ.
Схема разъема OBDІІ
Диагностический разъем имеет 16 контактов — распиновка их следующая:
1 – устанавливается на заводе-производителе;
2 – связан с шиной J 1850 (J1850 Bus+);
3- устанавливает производитель;
4- контролирует заземляющие контакты автомобиля (шасси) (Chassis Ground);
5 –для контроля заземляющей сети сигнальной линии (Signal Ground);
6 – связан с цифровой шиной САN (CAN High (J-2284));
7 — ISO 9141 – 2, K – Line;
8,9 – устанавливает автопроизводитель;
10 – для контроля за шиной САNJ 1850 (J1850 Bus-);
11, 12, 13 — установлены производителем;
14 – для контроля шины САNJ 2284 (CAN Low (J-2284));
15 — ISO 9141-2, L – Line;
16 –для контроля напряжения аккумуляторной батареи (Battery Power).
Если будет обнаружено, что состав выхлопных газов не соответствует требованиям, загорится надпись CheckEngine, требующая проверки работы двигателя. Индикатор предупреждает, что превышена норма количества вредных веществ в отработанных газах.
ScanTool
На сегодняшний день данная программа, наверное, является наиболее распространенной среди всех существующих утилит, которые предназначаются для работы в операционной системе Windows. Она справедливо заслуживает звание наиболее распространенной, так как имеет интуитивно понятный интерфейс, а также достаточно большое количество различных возможностей. Основной среди них следует назвать наличие огромной базы ошибок, в каждой из которых присутствует подробное описание. Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что утилита предусматривает версию на русском языке, что значительно упрощает расшифровку ошибок и диагностику автомобиля для большинства отечественных пользователей.
Обзор OBD
Как правило, в состав оборудования современных автомобилей входит электронный блок управления (ЭБУ). Это устройство предназначено для сбора и анализа данных о функционировании некоторых его систем. Чтобы предотвратить несанкционированное подключение к ЭБУ, можно выбрать один из трех способов:
-
установить дополнительный иммобилайзер с разрывом шины передачи данных;
-
установить любые дополнительные разъемы в разрыв шины передачи данных;
-
блокирование шины передачи данных OBD с помощью установки дополнительных каналов (должно происходить в режиме охраны сигнализации, которая установлена на ваше авто).
Общие понятия
Общий термин OBD означает самодиагностику автомобиля. Благодаря использованию этой технологии, появляется возможность контролировать различные системы автомобиля с помощью бортового компьютера.
В начале развития этой технологии имелась возможность получения информации о возникновении неисправности, однако, о ее причинах данные не поступали. В современных версиях в системе применяется стандартизированный цифровой интерфейс, благодаря которому имеется возможность получения получение данных о состоянии систем в реальном времени. При этом одновременно получаются коды неисправностей, идентифицирующих их.
Распиновка
Разъем OBD необходим для подключения приборов, с помощью которых контролируется функционирование систем автомобиля и определяют химический состав выхлопных газов. Под распиновкой OBD2 понимают определенные требования, которым подчиняются автопроизводители.
Место расположения диагностического разъема OBD должно располагаться на расстоянии максимум 18 см от рулевой колонки. Стандартизированная система характеризуется универсальностью и работает с использованием цифрового CAN-протокола, позволяющего получать детальную информацию о возникающих неисправностях.
Благодаря протоколам OBD2 становится возможно считывание параметров систем машины. Их число различается у разных автопроизводителей и зависит от ЭБУ.
Как правило, имеется возможность поддержки приблизительно 20 параметров. Для реализации контроля над какой-либо системой достаточно располагать 2-3 параметрами. В некоторых случаях их требуется больше. На количество параметров, контроль за которыми осуществляется одновременно, и форма их выдачи находится в зависимости от устройства, осуществляющего сканирование, и скорости передачи информации.
Устройство диагностического разъема OBD оснащено 16-ю контактами. Используя распиновку, происходит совмещение бортовых систем автомобиля с колодкой диагностики.
При обнаружении несоответствия состава выхлопных газов нормам, появляется надпись CheckEngine. Она говорит о том, что необходимо осуществить проверку двигателя.