Основные характеристики дизельных масел
Техническая документация к тому или иному автомобилю содержит всю необходимую информацию относительно допусков, классификации и необходимых характеристик моторной жидкости. Поэтому, перед выбором смазочного материала с данной информацией следует ознакомиться.
Стоит заметить, что не многие владельцы транспортных средств разбираются в существующих стандартах дизельных масел, однако, все стремятся приобрести как можно лучшее масло в дизельный двигатель.
Перед тем как сделать свой выбор — следует разобраться с имеющимися стандартами и характеристиками.
Рынок горюче-смазочных материалов предлагает огромный выбор дизельных моторных смазок, которые разнятся между собой по стандартам, классам и типам, разбираться в которых вам просто необходимо.
Все эти смазки делятся на три типа, которые вам, скорее всего, знакомы:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Каждый из этих типов содержит группу жидкостей с различной степенью вязкости. За основу взят стандарт SAE, который на этикетке каждой канистры со смазкой отображен в виде определенной маркировки, к примеру — SAE 5W-40, SAE 10W-40.
Данная информация указывает на вязкость продукта — первое значение говорит о низкотемпературном диапазоне, в котором смазка сохраняет все свои рабочие качества. Затем идет буква «W», которая является сокращением от слова Winter (зима), а после нее — значение рабочего диапазона высоких температур.
Первый показатель влияет на то, с какой легкостью будет осуществляться прокачка смазывающего материала и его доставка ко всем трущимся элементам двигателя. Кроме того, от этого показателя зависит экономия заряда аккумуляторной батареи и возможность быстрого запуска силового агрегата в холодное время года.
Лучшими показателями вязкости масел для дизельных двигателей будут следующие:
- SAE 5W, диапазон рабочих температур достигает -25 С;
- SAE 10W (-20 С);
- SAE 15W (-15 С).
Что касается показателя высокотемпературного диапазона — то он говорит о вязкости смазки после того, как двигатель будет прогрет и его температура достигнет оптимального уровня.
Следующий стандарт — API — разработан американским институтом нефти и отвечает за эксплуатационные свойства каждого вида моторной жидкости.
Благодаря этому стандарту все смазки делятся на следующие основные категории:
- S — категория жидкостей, предназначенных для бензиновых агрегатов;
- C — масла, принадлежащие для дизельных двигателей.
На этом классификация по API не заканчивается, так как имеется еще разделение на определенные классы.
К ним относятся следующие:
- CJ-4;
- CI-4 (CI-4 Plus);
- CH-4;
- CG-4;
- CF-2;
- CF-4;
- CF;
- CE;
- CD-2;
- CD;
- CC;
- CB;
- CA.
Не будем описывать каждый из них, так как нам необходим только один из них — CF, который характеризует моторные смазки, предназначенные для дизельных силовых агрегатов с непрямым впрыском, а также для тех, которые используют различного качества топливо. Данная категория смазочных материалов обладает присадками, предотвращающими отложение нагара на поршневой группе. Кроме того, смазки категории CF предохраняют медные подшипники от износа и возникновения коррозии. Эти жидкости подходят не только для прокачки обычным способом, но и с применением компрессора или турбонагнетателя.
Везде, где рекомендуется использование такого класса качества, как CD — могут быть применены смазки категории CF.
Существует еще один стандарт, который выдвигает определенные требования к смазочным материалам — он носит название ACEA (сокращение от ассоциации европейских производителей). Для автотранспорта предусмотрены четыре категории:
- A — смазки, предназначенные для бензиновых моторов;
- B — для дизелей.
- E — применяется в тяжелых грузовиках с мощными дизельными моторами;
- C — масла этой категории рассчитаны на бензиновые и дизельные агрегаты, которые содержат в своей конструкции сажевые фильтры или катализаторы.
Кроме того, моторные смазки по стандарту ACEA могут быть как стандартными, так и энергосберегающими, поэтому указываются в виде классов:
- A1 и A5 — для движков, работающих на бензине;
- B1 и B5 — для дизелей.
Характеристики масла для дизельного двигателя
Далее подробнее рассмотрим перечисленные параметры для того, чтобы автовладелец при покупке ориентировался в них и выбрал ту смазку, которая наиболее подходит для двигателя машины.
Качество масла
Как было указано выше, оно прописано международными стандартами API, ACEA и ILSAC. Что касается первого стандарта, то символы «C» и «S» являются индикаторами того, для какого двигателя предназначена смазывающая жидкость. Так, буква «C» означает, что она предназначена для дизельных двигателей. А если «S» — то для бензиновых. Есть и универсальный тип масла, указываемый по сертификации, как S/C. Естественно, что нас, в контексте данной статьи, будут интересовать масла из первой категории.
Кроме указания версии двигателя, существует и более подробная расшифровка маркировки. Для дизельных двигателей выглядит это следующим образом:
- буквы CC указывают не только на «дизельное» предназначение масла, но и на то, что моторы должны быть атмосферные, либо с умеренным наддувом;
- CD или CE — это масла для дизелей с высоким наддувом, выпущенные до и после 1983 года соответственно;
- CF-4 — предназначены для 4-тактных движков, выпущенных после 1990 года;
- CG-4 — масла нового поколения, для выпущенных после 1994 года агрегатов;
- CD-11 или CF-2 — предназначены для 2-тактных дизельных двигателей.
Кроме того, узнать «дизельное» масло можно по спецификации ACEA:
- B1-96 — предназначены для агрегатов без турбонаддува;
- B2-96 и B3-96 — предназначены для агрегатов авто с турбонаддувом или без него;
- E1-96, E2-96 и E3-96 — для грузовиков, в которых стоят двигатели с высоким наддувом.
Вязкость масла
От значения вязкости напрямую зависит легкость прокачки масла по каналам и элементам системы. Кроме этого, вязкость масла влияет на скорость его подачи к трущимся рабочим парам в двигателе, расход заряда аккумуляторной батареи, а также механическое сопротивление коленчатого вала стартером при пуске в холодных условиях. Поэтому для дизелей чаще всего используют смазку с показателем вязкости 5W (до -25°C), 10W (до -20°С), реже 15W (до -15°C). Соответственно, чем число перед буквой W меньше, тем и менее вязким будет масло.
Энергосберегающие масла обладают низкой вязкостью. Они создают небольшую защитную пленку на поверхности металла, но вместе с тем экономят энергию и топливо для ее выработки. Однако такие масла следует использовать лишь с конкретными двигателями (они должны иметь узкие масляные каналы).
При выборе того или иного масла необходимо всегда учитывать региональные особенности, в которых работает автомобиль. В частности, минимальную температуру зимой и максимальную летом. Если этот перепад большой, то лучше покупать отдельно два масла — зимнее и летнее, и производить их сезонную замену. Если же различия в температурах небольшое, то можно пользоваться «всесезонкой».
Для дизельных двигателей всесезонка не так популярна, как для бензиновых. Причина этого заключается в том, что в большинстве широт в нашей стране перепад температуры значительный.
В случае, если двигатель имеет проблемы с цилиндро-поршневой группой, компрессией, а также плохо запускается «на холодную», то лучше купить масло для дизельного двигателя, обладающее меньшей вязкостью.
Основа моторного масла для дизеля
Принято также делить масло на типы в зависимости от их основы. Известно на сегодня три типа масла, самое дешевое из них, это минеральное. Но используется оно редко, разве что в старых двигателях, так как синтетическое или полусинтетическое отличаются более стабильными характеристиками.
Однако главными факторами являются лишь соответствие заявленных производителем масла характеристик тем, которые требует автопроизводитель, а также оригинальность масла. Второй фактор не менее важен, чем первый, поскольку в настоящее время во многих автомагазинах продают подделку, которая не соответствует заявленным характеристикам.
Обман зрения: 25 фотографий, которые сбивают с толку из-за перспективы и ракурса
3 Motul 8100 X-max 0W-30
В современных дизельных двигателях с турбонаддувом применение моторного масла Motul 8100 X-max 0W-30 в суровых условиях зимы позволяет максимально бережно тратить ресурс силовой установки. Смазка демонстрирует устойчивость к температурному окислению и сдвигу, хорошо растворяет и удерживает в себе сажу и нагар, очищая двигатель от уже имеющихся загрязнений. Это снижает трение в проблемных местах, и если заливать масло на регулярной основе, то можно добиться значительного увеличения ресурса мотора.
Выбравшие смазку Motul 8100 X-max 0W-30, в своих отзывах указывают на снижение расхода дизеля (до 1,7%), шума и вибрации. Также отмечается легкий запуск в морозы – стабильная и прочная пленка остается на деталях даже при продолжительной стоянке, обеспечивая смазку узлов на первых секундах после старта двигателя. Температура застывания масла – 51 °C, что позволяет использовать его во многих северных регионах страны.
Вязкость и класс
Главной характеристикой для масел является показатель вязкости. Это значение указывает возможность смазки находиться на определенном уровне текучести, который гарантирует полное покрытие внутренних деталей двигателя во время эксплуатации. Не менее важным показателем является индекс вязкости, который определяет вязкость масла при изменении рабочей температуры двигателя. Чем выше индекс вязкости, тем выше температура, при которой его можно использовать. Вязкостно-температурные характеристики масел определены международным стандартом SAE.
Другие международные стандарты, ACEA и API, определяют марку масла, которую необходимо применять для определенного типа солового агрегата, в зависимости от его выпуска и эксплуатационных показателей. Стандарт ACEA определяет смазочные показатели по европейским нормам. Стандарт API разработан американскими производителями, похож на европейский аналог, но с более жёсткими нормами.
Обозначение стандарта API проводится парой букв. Например, SЕ или СG. Первая буква в паре может быть S или С. Буква S (Servis) свидетельствует о том, что эта смазка применяется только для бензинового силового агрегата. Буква С (Соmmеrсiаl) свидетельствует о том, что этот нефтепродукт применим для дизельного пусковика.
Вторая буква в паре определяет степень качества смазки. Чем выше буква в алфавитном порядке, тем выше качество смазки.
Совместная маркировка свидетельствует о том, что смазочная жидкость комбинированная. Может заливаться и в турбодизельный, и в бензиновый движок. Например, маркировка масла SЕ/СG.
Стандарт API по буквенному обозначению и годам применения можно отобразить таблицей:
Год применения | Класс | Описание |
1972 | СD-2 | Смазка моторов, которые имеют турбонаддув, работающие в тяжелых условиях или солярка содержит высокий показатель серы. |
1983 | СЕ | Смазка силовых агрегатов с высоким турбонаддувом. |
1990 | СF-4 | Смазка для моторов с высоким турбонаддувом, выпуск которых начался в 1990 году. |
1994 | СF | Смазка для турбированных моторов, выпуск которых начался в 1994 году. |
1994 | СF-2 | |
1994 | СG-4 | Смазка для двигателей с высоким турбонаддувом, выпуск которых начался в 1990 году. Смазка улучшенного качества и отвечающая новым нормам токсичности. |
1998 | СН-4 | Смазка, которую использует быстроходный скоростной турбодизель с улучшенными нормами токсичности. |
2004 | СI-4 | Масляная жидкость в высокоскоростной турбированный силовой агрегат с рециркуляцией выхлопных газов. Может заменять масла СD, СЕ, СF, СG и СН. |
2010 | СJ-4 | Масляная жидкость для силовых турбин, которые имеют специальный сажевый фильтр для выхлопной системы. Может заменять масла СF, СG и СН. |
Цифровое значение 2 или 4, расположенное в классе масла, обозначает его применение к определённому типу силовой установки: двухтактной или четырехтактной.
По стандарту АСЕА масла делятся на следующие классы:
- Смазка типа В2-96 (Стандарт) применяется для дизельных агрегатов с турбонаддувом.
- Смазка типа В3-96 (Экстра) используется в силовых установках с турбо приводом или без него.
- Масляная жидкость Е1-96 (Стандарт). Для силовой установки, которая имеет турбонагнетатель. На машинах, работающих в тяжелых условиях.
- Масляная жидкость Е2-96. Аналог смазки Е1-96 (Стандарт), но более высоких характеристик.
- Масляная жидкость Е3-96 (Экстра). Для тяжелых машин, работающих в экстремальных условиях, оборудованных двигателем с турбонаддувом.
Repsol Diesel Turbo THPD 10W40
Наверное, каждый автолюбитель, хочет, чтобы его автомобиль служил долго и эффективно
Если да, то для этого необходим постоянный уход за машиной, своевременное обслуживание, желательно по регламенту, оговоренному в паспорте на авто, и неважно, новый это автомобиль или б/у
Дизель Турбо THPD 10В-40 изготавливается по стандартам Евро 3 и 4 относительно ДВС на дизтопливе. Разрабатывалось оно для авто, эксплуатирующихся на маслах типа АСЕА Е7, API CI-4, рекомендовано для ТС с системой очистки выхлопа.
Технические характеристики
- Плотность при 15 и 100С – 0,873 14,6 соответственно;
- Максимальная вязкость при -25 составляет 700;
- Воспламеняется после 225 градусов;
- Застывает на отметке 42 ниже нуля;
- Сульфатная зольность – 1,3.
Свойства
Применяется с биодизельным топливом. Здесь необходимо учитывать интервал замены автомасла, который определил сам изготовитель.
Актуально для всесезонной езды, показывает себя с лучшей стороны при работе в разных температурных диапазонах, стабильно при сдвиге, не меняет изначальную вязкость в процессе применения.
Современный комплекс присадок отвечает за идеальное состояние мотора. Автомасло рекомендуется для моторов с системами ЕГР.
Рейтинг минеральных моторных масел для турбированных двигателей
#1
Высокоочищенное минеральное масло с низкой сульфатной зольностью.
165 руб. за 1л.
Подробнее
#2
Бюджетное минеральное масло для высоконагруженных двигателей.
179 руб. за 1л.
Подробнее
Сравнение лабораторных тестов лучших минеральных масел для турбированных двигателей
Лабораторные анализы | Mannol Safari 20W-50 | ЛУКОЙЛ Авангард CF-4/SG 15W-40 |
---|---|---|
— | — | |
SL/CF | CF-4/SG | |
18.00 | 14.85 | |
— | 19 400 мПас при -25℃ | |
8200 мПас при -15℃ | 4571 мПас при -20℃ | |
240°C | 234°C | |
-24°C | -34°C | |
6.3 мг KOH/г | 9.1 мг KOH/г | |
— | — | |
0.85% | 1.3% | |
— | — | |
ИК Спектр Фурье | — | — |
— | 11.6% |
Mannol Safari 20W-50
5
Рейтинг покупателей
165 руб. за 1л.
Это минеральное масло с глубоко очищенной основой, всесезонное, но выдержит только теплую зиму, уже ниже -10 градусов начнет густеть, запуск двигателя затруднится. Минеральная основа дополнена малозольным пакетом присадок, то есть масло совместимо с системами катализаторов.
Масло подходит для больших и даже экстремальных нагрузок. Щелочное число у масла маловато, ниже, чем у конкурента в этом разделе Лукойл Авангард, но это малозольное масло, для которого низкий показатель щелочи нормален. Густая и крепкая минералка, совместимая с турбированными двигателями.
Достоинства
- Подходит для больших нагрузок.
- Стабильно при перегреве.
- Высокоочищенная минеральная база.
- Малозольный пакет присадок, совместимо с катализаторами выхлопных газов.
- Нормальный низкотемпературный показатель, как для масла 20W.
Недостатки
Не обнаружены.
ЛУКОЙЛ Авангард CF-4/SG 15W-40
5
Рейтинг покупателей
179 руб. за 1л.
Эта минералка отлично подходит для высоконагруженных дизелей и двигателей с турбиной. Хорошо отработает в нагруженных тягачах, работающих на автомагистралях в поездках на длинные расстояния, но в целом в масле использовался универсальный пакет присадок, оно хорошо отработает и при движении по городу.
Выдерживает небольшие морозы, но для масла 15W показатель неплохой. Не рекомендую перекатывать это масло, имеет довольно скудный пакет присадок, быстро сработается. В целом это рабочая минералка для нагруженной промышленной техники и легковушек.
Достоинства
- Бюджетная цена.
- Адаптировано к российским условиям.
- Хорошо моет и смазывает на протяжении рекомендованного пробега.
- Идеально для нагруженных моторов.
- Чистая минеральная базовая основа.
- Неплохие низкотемпературные показатели, как для масла 15W.
Недостатки
- Соответствует устаревшему бензиновому классу API.
- Нет допусков API, только соответствие.
Загрузка …
Вязкость и качество масла для дизельного двигателя
Существуют мировые стандарты обозначения масел для моторов разных типов. Каждый автопроизводитель указывает в инструкциях рекомендуемый индекс вязкости и качества масла. Водитель должен строго соблюдать эти рекомендации, иначе можно навредить своей машине.
Первым в обозначении указывает индекс вязкости согласно стандартам SAE (общество автоинженеров США). Допустим, 10W-40. Потом идет обозначение качества масла по API (американского нефтяного института). Допустим, SF/CC.
Важно разбираться в этой спецификации, ведь можно по незнанию залить не то масло, которое рекомендуемо для двигателя, что приведет к его поломке. А это грозит дорогостоящим ремонтом
Поэтому несколько слов уделим обозначениям и спецификации.
Буква «S» свидетельствует о том, что масло применяют в бензиновых моторах. Если же стоит буква «С», то это масло для дизелей. Если в обозначении буквы записаны через дробь, это масло считается универсальным (его можно использовать и в бензиновых, и в дизельных установках).
Вторая буква в спецификации обозначает класс качества масла. Причем, чем дальше эта буква находится от начала алфавита, тем степень удовлетворяемых требований выше.
Для дизельных моторов классификация выглядит следующим образом:
- Масло с обозначением «СС» предназначено для атмосферных дизельных моторов либо с небольшим наддувом.
- Масло «CD» предназначено для дизелей с высоким наддувом, которые работают в тяжелых условиях и используют топливо, в котором много серы.
- Масло «СЕ» применяют для дизелей с наддувом, которые были выпущены после 1983 года.
- Масло «CF-4» стоит использовать в четырехтактных дизелях, которые были выпущены после 1990 года.
- Масло с обозначением «CG-4» применяют в современных дизелях. В нем были ужесточены требования по уровню токсичности.
- Масло «CD-11» и «CF-2» применяют в двухтактных дизелях.
Кроме классификации по API, обязательно указывают класс масел по АСЕА (Ассоциации европейских автопроизводителей). По этой классификации существуют следующие классы масел:
- Масла «В1-96» используются для легковушек без турбонаддува.
- Масла «B2-96» применяют для легковушек с турбонаддувом.
- Масла «B3-96» считаются экстраклассом. Их используют в легковых машинах с турбонаддувом.
- Масла «Е1-96», «Е2-96» и «ЕЗ-96» применяют в грузовых автомобилях.
Если подытожить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в современных легковых дизельных авто без наддува не стоит применять масло, у которого класс ниже «CD» (если рассматривать классификацию по API) либо «В1» (если говорить о классификации АСЕА). В турбодизелях, которые были выпущены после 1990 года, не стоит использовать масло ниже класса «СЕ» либо «В2». Для моторов с турбонаддувом требования к маслу несколько выше. Это нужно для обеспечения долговечности работы турбокомпрессора, который стоит весьма недешево.
При выборе масла для залива в дизельный двигатель также нужно учитывать индекс вязкости. Это очень важный показатель. По этому параметру масла бывают летними, зимними и всесезонными. Вязкость самого вязкого летнего масла обозначают числом. В зимних маслах дополнительно используют букву «W». Во всесезонном масле применяют различные присадки, поэтому оно одновременно имеет свойства летнего и зимнего масла. Однако не стоит думать, что любое всесезонное масло идеально подходит для дизеля. Допустим, масло SAE 10W-30 позволяет дизелю легче заводиться в мороз, однако его не применяют, поскольку в нем недостаточный класс качества.
Во всех инструкциях по эксплуатации автомобиля производитель указывает оптимальную вязкость и класс качества масла для дизеля. Поэтому все автовладельцы должны внимательно читать эти инструкции и строго их соблюдать.
Присадки в дизельное масло
Присадки в смазочной жидкости играют не последнюю роль: они позволяют справиться с теми задачами, которые не под силу базовой основе. С помощью дополнительных компонентов значительно увеличивается период замены, ресурс ДВС и другие эксплуатационные характеристики.
В качестве присадочного компонента используют синтетические кондиционеры металла, которые призваны снизить коэффициент трения и уменьшить тем самым износ двигателя. Для дизельных масел используются присадки, препятствующие образованию нагара и сажи, компоненты с антиоскидантными свойствами.
Каждый производитель использует уникальный пакет присадок. Для дизеля щелочное число (не ниже 1.3) и зольность (не ниже 11.5) считаются оптимальными.