Исправность аккумуляторной батареи очень важна для корректной работы автомобиля – это устройство отвечает за пуск двигателя и нормальное функционирование электрооборудования бортовых систем авто. Для поддержания работоспособности АКБ важно обеспечить правильное обслуживание батареи и ее регулярные проверки.
Одним из важных показателей исправности устройства является плотность электролита в г/см3. Показатель контролируется специальным устройством – ареометром (его также называют денсиметром или плотномером). Он напоминает большой стеклянный запаянный со всех сторон шприц с мягкой верхней частью — грушей, внутри которого находится отградуированная шкала и поплавок. Для работы с батареями ареометр комплектуется специальной насадкой-иглой.
Выявляемые неисправности
Если плотность слишком низкая, это может означать:
- поломку одной из секций;
- глубокое разряжение батареи;
- обрыв электрической цепи внутри нее.
Плотность нужно измерять во всех отсеках аккумулятора, и в каждом она должна иметь нормативное значение от 1,27-1,28 г/см3. Если в какой-то ячейке плотность будет заметно (на 0,15-0,2 г/см3 и даже больше) ниже, чем в остальных, это может свидетельствовать о внутренней проблеме в ней, например, о коротком замыкании. Если же норма плотности аккумулятора не соблюдается во всех ячейках – это говорит о глубоком разряде АКБ, сульфатации устройства или выработке им своего эксплуатационного ресурса.
Нормативные значения
Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе? Контроль ее желательно проводить при:
- полном уровне зарядки батареи;
- температуре окружающего воздуха примерно +20…+25°С.
В этом случае нормой для АКБ автомобиля, эксплуатируемого в условиях «среднего» климата является плотность 1,27…1,29 г/см3. Это показание может снижаться до примерно 1,20 г/см3, если заряд батареи упал до 50%. Если аккумулятор пребывает в состоянии глубокого разряда, плотность электролита снижается в среднем до 1,11 г/см3.
В жарком сухом климате нормальное значение показателя будет составлять 1,25 г/см3, а если в вашей местности умеренный влажный климат, нормой будет величина от 1,23 г/см3. Плотность аккумулятора летом и зимой различна, но существенная разница между значениями будет лишь в регионах с явно выраженными сезонными колебаниями температуры – с жарким летом и морозной зимой. В умеренном сухом или влажном, а также теплом климате сезонной разницей плотности можно пренебречь.
Более точно нормативные значения плотности электролита назовет специалист. Проконсультироваться можно онлайн здесь либо лично посетив ближайший автосервис.
Как провести измерение?
Нужно учитывать, что плотность электролита также зависит от степени заряженности АКБ. При разрядке батареи этот показатель снижается, так как часть раствора «уходит» в пластины. Поэтому замеры желательно проводить при полностью заряженной батарее.
Не будет корректным измерение и при снижении уровня электролита над пластинами, так как концентрация активного вещества (серной кислоты) в жидкости в этом случае будет изначально выше. Потому измерение проводится только после проверки количества жидкости в ячейках (ее уровень должен быть на 10…15 см выше верхнего края пластин).
Автомобиль перед замерами должен предварительно отстояться в теплом помещении некоторое время. Однако измерение плотности электролита в АКБ машины, в которой только что работал двигатель, также не будет корректным, как и исследовании батареи, только что снятой с зарядки. В этих случаях замеры следует проводить как минимум через 3-4 часа после выключения двигателя или его отключения от зарядки.
Как проверить плотность аккумулятора? Для этого открывают все ячейки батареи и начинают в каждую из них опускать ареометр. Перед его погружением в секцию сжимают его верхнюю часть, а когда денсиметр коснется жидкости, ее отпускают. Поплавок прибора всплывает и останавливается ровно напротив нужного значения на внутренней шкале.
Если плотность выше нормы, электролит рекомендуется разбавить дистиллированной водой, если ниже – аккумулятор требуется подзарядить.