Для чего определяют вязкость
Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:
- Условия работы ДВС;
- Режимы работы;
- Степень износа;
- Вида топлива;
- Сезонности.
Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.
Выбор масла для авто на основе вязкости
Подбирая смазку для очередного ТО нужно обращать внимание не только на индекс вязкости, но и на целесообразность применения масел разных категорий. Так если машина эксплуатируется на юге, где не бывает сильных морозов, нет надобности в масле с индексом – 0 или 5
Вполне подойдет всесезонное 10W 40, 15W 30-40. Эти масла не потеряют качество при морозе в -20 и в жару больше +35 °С.
Для езды в условиях, крайнего севера и Сибири нужны 0W 30-40, 5W 30, а для Арктики и вовсе специальные.
Любишь погонять покупаешь с высокой вязкостью. Если машина старенькая и пробег более 100 000 км, то масло должно сочетать низкую вязкость при запуске, с высокой при полном прогреве и больших оборотах. Для такой категории производители выпускают специальные виды типа «Нью лайф» у Мобил
Важно помнить, что чем больше разница между температурой замерзания и потерей вязкости при перегреве, тем меньше у масла меж сервисный пробег
О применяемых маслах для обычной гражданской езды позаботились авто производители. Обычно на последних страницах руководства по эксплуатации у всех марок, есть раздел с перечнем материалов и сроков ТО. Там же и перечень рекомендованных смазочных материалов. Поэтому если вы не практикуете экстремальную езду, то не надо ничего выдумывать, просто следуйте рекомендациям завода изготовителя. Масла с одинаковым индексом вязкости независимо от производителя, должны быть и одинакового качества. Однако на деле это не всегда так. Очень часто под видом уважаемого бренда продаётся поддельное, которое непригодно для работы. Поэтому приобретать лучше у официальных дилеров и представителей заводов производителей. Стоимость, возможно, будет больше, но экономия на масле приведет к излишним расходам при езде и на ремонт двигателя.
Видеорегистратор NEOLINE X-COP 9100S
Fugicar FC8 зеркало-бортовой компьютер
Black Size – гель для увеличения члена
Предыдущая
Зольность масла
Следующая
Отработка масла
ZIC X9 5W30
Характеристики:
- Цена 4Л — 1696 рублей.
- Вспышка – 224 °С.
- Замерзание – -40 °С.
- Плотность при 15 °С – 850 кг/м3.
Это качественный синтетический состав, которым пользуются даже те, кто любит быструю и экстремальную езду. Даже отрицательные температуры не смогут отразиться на функционировании двигателя, трущиеся компоненты которого обволакиваются пленкой, снижающей износ. Благодаря этому мотор прослужит дольше. Жидкость не испаряется и не требует доливки от замены до замены, которую в условиях современных городов рекомендуется проводить каждые 7000-8000 км. пробега.
Плюсы:
- Лучшее синтетическое моторное масло 5w30 может быть использовано в моторах с турбонаддувом;
- Улучшается функционирование силового агрегата;
- Удобство использования благодаря наличию мерной шкалы на упаковке.
Минусы:
Рекомендуется заливать топливо с высоким октановым числом.
(function(w){function start(){w.removeEventListener(«YaMarketAffiliateLoad»,start);w.YaMarketAffiliate.createWidget({containerId:»marketWidget214″,type:»offers»,fallback:true,params:{clid:2314538,vid:214,searchModelIds:,searchCount:6,themeId:10},rotate:{marketToBeru:false}});}w.YaMarketAffiliate?start():w.addEventListener(«YaMarketAffiliateLoad»,start);})(window);
Если вам нужно хорошее, но недорогое моторное масло 5w30, способное защитить от нагара, износа и окисления, то это великолепный выбор, который будет актуален на протяжении всего года.
Дополнительные багажные приспособления для Форд Фокус 3
5W-30 или 5W-40 – что лучше?
Как я уже сказал выше, нельзя рассматривать эти масла с такой точки зрения – это лучше, а это хуже. Руководствуемся рекомендациями производителя двигателя, какая вязкость там указана, ту и льем. Обычно указываются две цифры, между которыми и можно выбрать менее вязкое для зимы или более вязкое, если есть такая необходимость.
Что еще нужно понимать, повторюсь, SAE не является точным эталоном и допускает плаванье показателей в установленных пределах, особенно заметно это на примере низкотемпературных характеристик. Многое зависит и от состава масла. К примеру, синтетика 5W-40 может иметь более низкий порог замерзания, чем масло другого производителя, изготовленное по другой технологии, но с такой же вязкостью по SAE.
В некоторых случаях водители увеличивают вязкость масла, чтобы уменьшить его расход – это делать можно, но как временную меру, в конечном итоге все равно нужно разбираться, в чем причина повышенного расхода, и морально готовиться капиталить мотор, если по километражу он уже отработал назначенный ему ресурс.
Все о смешивании масел 5w-40
Для правильной работы мотора требуется поддержание нормального уровня масла. У каждого автомобилиста случались ситуации, когда необходимо срочно долить смазку в двигатель, но нужной жидкости в данный момент нет. Немало людей при этом начинают смешивать масла, но для положительного исхода такого действия следует иметь определённые знания. Приведём основную информацию:
Сочетание смазки 5w-40 разного типа
Согласно мнению экспертов, в крайних случаях можно выполнять смешивание минеральных и полусинтетических смазок
Для смеси минералки и синтетики важно одно условие – искусственный продукт должен базироваться на полиальфаолефинах. Если же произошло падение уровня синтетики или полусинтетики, в качестве крайней меры можно добавить немного натуральной смазки
Что касается сочетания жидкостей на основе единого состава, к примеру, синтетических с синтетическими, эта связка будет работать, но риски имеются. Снизить их можно путём использования одинаковой вязкости.
Смешивание 5W40 с синтетической базой от разных производителей
Синтетику от разных брендов смешивать можно, если свойства жидкости совпадают по API. Особо тщательно следует относиться к этому владельцам авто с форсированными или турбированными моторами, которым требуется только самая качественная смазка 5w-40. Если вы выбрали сертифицированное масло высокого качества, жидкость не должна пениться или выпадать в осадок, но такая смесь все равно не подходит для длительной езды.
Смешивание полусинтетики и синтетики
К примеру, в вашем моторе находится синтетическое масло 5w-40 и его запасы срочно необходимо пополнить, но под рукой есть только полусинтетическое масло 10w-40. В данной ситуации можно использовать подобный «коктейль», в связи с изменением суммарной вязкости, а также незначительным падением по низкотемпературным характеристикам.
Смешивание смазок 5w-40 с разной вязкостью
Разберём ту же ситуацию, но теперь для долива под рукой есть смазка с такой же маркировкой от одного и того же производителя, но с другой вязкостью – 5w-30. Её можно без опаски доливать в двигатель, но вязкость на высоких температурах будет средней между 30 и 40. Пакеты присадок масел, скорее всего, будут одинаковыми, как и база, что позволит долить довольно много жидкости. На низких температурах запуск мотора будет происходить эффективно.
Смешивание масел 5w-40 от разных производителей
Подобное смешивание является самым рискованным, ведь никто не может гарантировать совместимость, тем более в условиях различной базы. Это касается и присадок, хотя зачастую добавки и не конфликтуют между собой. Общие характеристики полученной жидкости могут быть снижены, что окажет негативное влияние на работу двигателя.
Смешивание смазки 5w-40 от одного производителя
Самый удачный вариант, так как жидкости от одной компании очень похожи, тем более в условиях единой базы. Специалисты считают, что смешивание составов с единой вязкостью является вполне нормальной практикой для двигателя. Хоть текучесть и будет изменена в одну из сторон, это не окажет значительного влияния на смазывающие и другие способности. При единой основе масла с 100% вероятностью имеют один и тот же пакет присадок.
Prev
1
1
Next
5w40 синтетическое моторное масло. Какое лучше?
Вязкостные присадки моторных масел Unol tv #3 (2часть)
МОТОРНОЕ МАСЛО МОБИЛ СУПЕР 3000 5W-40 — ЧЕСТНЫЙ ОТЗЫВ
Prev
1
1
Next
Отличия 5w30 от 5w40 — основная разница между ними
- Для типа 5w30 характеристика высокотемпературной вязкости находится в пределах 9,3-12,6 мм²/с, масло 5w-30 применяется в диапазоне температур от -30 до +35ºС.
- Для масла, маркированного 5w40 этот же показатель находится в рамках 12,6-16,3 мм²/с, масло 5w-40 может эксплуатироваться при температурах от -30 до +40ºС.
Но отметим, что такие характеристики довольно условны. Это означает, что задекларированные SAE данные по вязкости и их соотношение с температурами воздуха очень условны и не несут практической нагрузки. То есть все характеристики поверхностны, что нужно учитывать при эксплуатации.
Различие характеристик масел 5W30 и 5W40 определяется показателем вязкости при высоких температурах. Марка 5W30 при повышенных температурах обладает более высокой текучестью и меньшей вязкостью по сравнению с маслом 5w40. Это означает, что оно создает более тонкую защитную пленку на деталях двигателя, чем масло 5W40, которое гуще. При наборе рабочей температуры двигателя, масло 5W30 будет более жидким, а масло 5W-40 более вязким. В то же время при запуске мотора в зимнее время масла ведут себя абсолютно одинаково и разница между этими маслами незначительна.
При сравнение основное отличие между 5w30 и 5w40 — это разница в вязкости в летнее время.
Насколько каждая из марок масел подходит конкретному двигателю, может сказать только его производитель. Это зависит от его типа, конструкционных особенностей, эксплуатационных нагрузок и других показателей.
Более густое масло 5W40 лучше заливать в двигатели с большими рабочими зазорами, которые будут перекрываться толстой защитной пленкой. Его применяют в ДВС, которые работают с высокими оборотами. Эта смазка рекомендована для моторов, работающих в жарком климате. Благодаря более низкой высокотемпературной текучести, они создают утолщенную защитную пленку, противостоящую ускоренному износу деталей и продлевающую срок службы двигателей. Марка 5W30 создает более тонкую пленку, что приводит к угрозе ускоренного износа мотора. Но исследования показывают, что толстая масляная пленка – это не всегда хорошо.
В руководствах для пользователей описывают преимущества и недостатки масел, образующих защитные пленки различной толщины, в зависимости от высокотемпературной вязкости:
- При повышенном показателе, образованная пленка толще, чем это требуют рабочие зазоры в двигателе. Это приводит к тому, что она плохо омывает все конструктивные элементы, поскольку из-за высокой вязкости не растекается по всем узлам. В результате эти детали изнашиваются очень быстро, силовой агрегат начнет перегреваться, потреблять больше топлива и выйдет из строя. Поэтому если производитель рекомендует заливать 5W30, не нужно рисковать, используя марку 5W40, даже с учетом того, что оно увеличивает межсервисный период.
- Если же производитель рекомендует именно 5W40 применение масла с меньшей вязкостью приведет к преждевременному износу поршней, цилиндров и других конструктивных элементов двигателя.
Статья в тему:
- Масло Toyota 5w-30 — характеристики и применение
- Моторное масло 5w-40
- Можно ли мешать синтетику с полусинтетикой
Вязкость трансмиссионного масла по классификации API
Трансмиссионные масла, согласно данным системы API GL, могут принадлежать к разным классам. Разделение основано на конструктивных особенностях и условиях функционирования передач, а также содержании в составе противоизносных и противозадирных добавок (присадок). Различают следующие группы качества смазки:
- GL-1. Данная категория смазочной жидкости применима для КПП, которые эксплуатируются в облегченных условиях. В ней отсутствуют дополнительные присадки, есть только база. Иногда включают в состав немного присадок с антиокислительным действием, ингибиторов коррозии, облегченных депрессорных и присадок противопенного действия. Такие трансмиссионные масла подойдут грузовому и сельскохозяйственному транспорту со спирально-конусными, червячными передачами, КПП механического типа.
- GL-2. Категория жидкостей, предназначенных для использования в условиях средней тяжести. В состав включены противоизносные присадки. Чаще всего такие применяют для смазки трансмиссии червячного типа в тракторах и другой сельхозтехнике.
- GL-3. В эту категорию, подходящую для среднетяжелых метеоусловий, включены субстанции, содержащие около 2,7 % противоизносных добавок. Обычно ими смазывают трансмиссии конусного типа в грузовом автотранспорте. Исключено использование данной продукции для смазывания передач, принадлежащих к гипоидному типу.
- GL-4. Категория может использоваться как в облегченных, так и в тяжелых эксплуатационных условиях. В субстанции имеются эффективные противозадирные присадки (4,0 %). В основном применяется в трансмиссиях, механизмах ведущего моста в грузовом транспорте. Используется на автомобилях с конусной и гипоидной передачами, на грузовом автотранспорте, тяжеловесных тягачах, автобусах (коммерческих авто) с КПП несинхронизированного типа. Подойдут для главных и других передач большинства разновидностей транспортных средств. В настоящее время трансмиссионные масла категории GL-4 являются основными для автомашин с передачами синхронизированного типа (особенно это относится к странам Европы). Если применяется продукт GL-4, этикетка и лист данных должны содержать информацию о назначении и сведения, фиксирующие соответствие товара требованиям производителя.
- GL-5. Продукция этой группы применяется для наиболее загруженных передач, действующих в тяжелых эксплуатационных метеоусловиях. Состав содержит эффективные противозадирные и многофункциональные добавочные присадки (около 6,5 %). В основном такие смазки применяются для гипоидных КПП со значительной степенью смещения осей. Являются универсальными и подходят всем устройствам механической трансмиссии, за исключением самой КПП. Если коробка передач механического синхронизированного типа, используются трансмиссионные смазки с заверенным соответствием требованиям завода-изготовителя.
- GL-6. Такие смазки позволяют обеспечить нормальное функционирование трансмиссии при наиболее жестких режимах эксплуатации. Обладают способностью выдерживать скорость вращения, увеличенный крутящий момент, ударное действие нагрузки. В них содержится самое большое число антизадирных присадок. Однако смазки группы GL-6 применяются редко. Большинство трансмиссионных масел производится на минеральной основе. Синтетические вещества практически не используются.
Кроме вышеперечисленных типов смазочного материала, есть 2 дополнительные категории, которые были разработаны в 1998 г. Над их созданием трудились сотрудники американского международного сообщества «API, SAE и ASTM International» (American Society for Testing and Materials), занимающегося вопросами стандартизации выпускаемой продукции.
Вот эти два класса:
- PG-1, или М-1, используется в механических КПП несинхронизированного типа в тяжелых автомобилях. Состав аналогичен компонентному содержанию масел группы GL-5, за исключением увеличенного значения термической стабильности;
- PG-2 используется для смазки ведущих мостов в грузовых тяжелых машинах и автобусах.
На что влияет вязкость масла
В современном автомобиле эксплуатационные свойства масла влияют на два ключевых фактора.
- Возможность холодного пуска силовой установки при критическом морозе.
- Достаточна прочность защитной пленки во время перегрева, для создания необходимого смазочного слоя.
Инженеры в угоду пользователям и автоконцернам, создают смазки с минимальной низкотемпературной и предельной высокотемпературной вязкостью.
Косвенно, правильно подобранная густота сказывается на расходе топлива, продолжительности эксплуатации двигателя без необходимости ремонта, а также его стабильную работу при перегрузках.Наглядно понять принцип действия можно на примере нового кроссовера Лада Веста. С завода здесь заливают лубрикант типа 5W30, исправно функционирующий в диапазоне от -25 до +30 °С. Если t° за бортом опускается ниже предела, запустить ДВС после простоя будет сложно или невозможно. Также и при эксплуатации в гоночных режимах, диапазоне свыше +35°С защитная пленка разрушится (масло стекает с деталей как вода) и возникнет эффект сухого трения поверхностей, что чревато негативными последствиями.
Требования, предъявляемые к зимним маслам
Начать разговор стоит с условий работы мотора в зимний период. Дело в том, что низкие температуры оказывают негативное влияние на качество моторных смазок. Вещество густеет и не может выполнять свои функции в двигателе. В итоге, провоцируется трение, и движок может быстро прийти в негодность.
Еще одно негативное последствие – это невозможность запуска мотора при сильно низких температурах
Чтобы избежать подобных проблем, важно, чтобы масло для зимнего времени, имело такие характеристики:
- минимальна температура прокачивания должна быть не ниже сильных морозов, при которых используется автомобиль. Данный параметр определяется по индексу SAE. Масла с маркировкой «5 W» соответствуют указанным требованиям;
- минимальная температура проворачивания коленчатого вала не должна быть меньше показателя в – 30 градусов. Масла описываемой группы соответствуют.
Правила перехода с 5W30 на 5W40
Перевод автомобиля на ГСМ с другими характеристиками может понадобиться в различных ситуациях:
- Подошел срок ТО, а используемое моторное масло, исчезло в продаже;
- Если расширяется температурный диапазон, в котором эксплуатируется ТС;
- При длительной эксплуатации автомобиля износ ЦПГ двигателя увеличивается. Чтобы улучшить эксплуатационные качества, рекомендуется перевести двигатель на более вязкое масло.
Сигналами для владельца автомобиля про необходимость поменять ГСМ служат, ухудшающиеся технические характеристики:
- Увеличение расхода масла и топлива;
- Снижение мощности.
Но, важно, чтобы приведенные параметры изменились в пределах, которые оговариваются автопроизводителем в руководстве по эксплуатации или через официальных сервисных представителей завода изготовителя. Когда перечисленные характеристики значительно ухудшились, то для двигателя большой роли не играет, какая вязкость масла
В таких случаях требуется провести диагностику двигателя и выявить причины снижения эксплуатационных качеств
Когда перечисленные характеристики значительно ухудшились, то для двигателя большой роли не играет, какая вязкость масла. В таких случаях требуется провести диагностику двигателя и выявить причины снижения эксплуатационных качеств.
Для того чтобы перевести машину с одной синтетики на другую, как при переходе с 5W30 на 5W40, необходимо провести полную процедуру замены масла с обязательной промывкой ДВС.
На что влияет вязкость и расшифровка
Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.
Но не все так просто.
Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.
Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.
Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.
- Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим — 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
- Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости — 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
- Летние смазки обозначаются только цифровым кодом — SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
- Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.
Технические характеристики 5W-40 — расшифровка
Индекс вязкости оказывает прямое влияние на температуру, в условиях которой может полноценно работать смазка. Для использования в умеренном климате часто подбираются масла, способные работать и летом, и зимой, а для холодных регионов подойдут с пониженной вязкостью.
5W-40 – это всесезонное масло, которое должно сохранять текучесть при отрицательных и положительных температурах в установленных пределах, чтобы относиться к этому классу по SAE. Как я уже говорил в других статьях, SAE может являться указателем климата, при котором можно использовать это масло, только отчасти и только в отношении низкотемпературного показателя. В целом же это указание на вязкость масла при разных температурах.
SAE 5W-40 показатели вязкости таблицей:
Характеристика | Показатель | Расшифровка |
Прокачиваемость | -35℃ | Минимальная температура, при которой масло прокачивается по каналам |
Проворачиваемость | -30℃ | Минимальная температура, при которой двигатель можно запускать. |
Кинематическая вязкость при 100 градусах | 12,6-16,3 мм2/с | В этих пределах должен находиться показатель, чтобы масло могло маркироваться 5W-40. |
Кинематическая вязкость при 40 градусах | 89-97 мм2/с | То же, но при другой температуре. Этот показатель менее важен, чем вязкость при рабочей температуре. |
Динамическая вязкость CCS при -30 градусах | Не более 6600 мПас | То есть чем ближе показатель к этому пределу, тем хуже будет прокручиваться коленвал уже при – 30 градусах. |
Температура вспышки | От 224℃ | Может варьировать +/- 10-15 градусов. |
Температура замерзания | Около -45℃ | Может варьировать. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзнет и не сможет прокачиваться по каналам. |
Из этой таблицы хорошо видно, что вторые два символа в маркировке 40 показывают, какую вязкость будет иметь масло именно при рабочей температуре, то есть, указывает на толщину масляной пленки и то, насколько просто и быстро масло будет проходить по системе
Этот показатель очень важно подбирать именно по рекомендации производителя, так как разные двигатели имеют разные конструкционные особенности
Первая цифра 5 – это указание на низкотемпературную вязкость, то есть при -30℃ масло сохранит достаточную текучесть, чтобы прокрутить коленвал.
По ГОСТ масло будет маркироваться 3з/14. По API чаще всего имеет класс SN, по ACEA A1/B1 2010.
Плотность моторного масла при 15 градусах
Плотность не так часто используется при рассмотрении технических параметров масла, но это довольно важный параметр, от которого зависит, насколько хорошо масло будет создавать нужное давление, то есть как быстро и эффективно жидкость будет достигать всех деталей и обеспечивать им надежную смазку. От плотности зависит и качество отведения тепла маслом от деталей и охлаждения двигателя.
По сути от плотности зависит кинематическая вязкость, то есть саму кинематическую вязкость вычисляют, использую значение динамической вязкости и плотности масла. Поскольку температура влияет на плотность, для моторного масла температура измерения данного параметра равняется 15 градусам.
Плотность отработанного масла
В целом плотность масла определяет тип основы и состав присадок. Плотность масла ниже, чем эталонная – то есть плотность дистиллированной воды, так как в смазке в большом количестве присутствуют легкие примеси. С пробегом эти примеси испаряются, а тяжелые наоборот накапливаются, из-за чего плотность отработки масла будет выше, чем у свежего. Измерение плотности – это хороший способ определение подделки. Некоторые подделки – это очищенные отработанные масла, но как бы их не очищали или не дополняли добавками, плотность все равно не вернется к первоначальному значению.
Как измеряется плотность
Плотность моторных масел измеряется по общим правилам физики – соотношение веса к объему, то есть кг/м3. Сама по себе плотность масла не так важна, если только вы не хотите проверить масло на подделку. Важнее сохранение этого параметра, то есть текучести, при изменении температур. Плотность моторных масел измеряется при +15 градусах, в то время как в двигателе температура меняется в широком диапазоне от плюса, до минусы при холодном пуске зимой
По этой причине при рассмотрении технических характеристик при оценке масла большее внимание уделяется динамической и кинематической вязкости, которые по сути являются производными от значения плотности
Значение плотности для синтетики и минералки
По большому счету плотность масла зависит именно от типа основы. Минеральные масла гораздо гуще, поэтому менее стабильны при повышении температуры, чем синтетика. Для минералки диапазон плотности составляет 875-856 кг/м3. Для синтетики 840-860 кг/м3. Но, как я уже говорил выше, важна не сама плотность, а сохранение текучести при рабочей температуре, то есть кинематическая вязкость.
Совместимость масел 5w30 и 5w40
Бывают ситуации, когда в случае неисправности необходимо срочно долить масло в мотор. Как правило, не всегда рядом находится смазка именно того производителя, чей продукт первоначально был залит в двигатель.
То же самое касается индекса вязкости масла, и поэтому следует знать, можно ли смешивать масла с маркировкой 5w40 и 5w30. Стоит отметить, что зачастую не рекомендуется смешивать масло с полностью синтетической базовой основой с минеральным маслом. Также не рекомендуется смешивать синтетики и полусинтетики и т.д.
Что же касается смазки с маркировкой 5W30/5W40, то теоретически смешать эти жидкости можно с минимальными рисками только в случае, если это оба продукта одного и того же производителя. Смешивание продуктов разных производителей допускается только в экстренной ситуации, но учитывая, что они должны иметь одинаковую базовую основу.
Из этого можно сделать вывод, что полусинтетика смешивается только с полусинтетикой, минеральное масло смешивается с аналогичным продуктом и т. д. Однако ответить однозначно на вопрос, можно ли доливать в масло с маркировкой 5w40, казалось бы, аналог – 5w30, нельзя, поскольку для каждого типа смазки производители используют свои пакеты присадок, которые после смешивания могут вступить в реакцию.
Даже если не было никаких последствий в случае экстренного долива жидкостей – это аварийная мера, которую нельзя применять постоянно. После устранения поломки необходимо немедленно сливать смешанную смазку из мотора и обязательно менять масляный фильтр, а в некоторых случаях даже может понадобиться перед заменой масла дополнительная промывка двигателя.
Видео о разнице 5W-30 и 10W-40
Методики определения и вкладываемый физический смысл
Сегодня для автомобильных масел разработано несколько методик определения всех предусмотренных стандартом показателей вязкости. Все измерения проводятся на специальных приборах – вискозиметрах.
В зависимости от исследуемой величины, могут использоваться вискозиметры различных конструкций. Рассмотрим несколько методик определения вязкости и практический смысл, который закладывается в эти величины.
Вязкость при проворачивании коленчатого вала
Смазка в шейках коленчатого и распределительного валов, а также в шарнирном соединении поршня и шатуна при понижении температуры сильно густеет. Густое масло обладает большим внутренним сопротивлением на смещение слоев относительно друг друга.
При попытке запуска двигателя зимой стартер заметно напрягается. Густая смазка сопротивляется повороту коленчатого вала и не может сформировать так называемый масляной клин в коренных шейках.
Для имитации условий проворота коленвала используется роторный вискозиметр типа CCS. Получаемое при измерении в нем значение вязкости для каждого параметра из таблицы SAE ограничено и на практике означает, насколько масло способно обеспечить холодный проворот коленчатого вала при той или иной температуре окружающего воздуха.
Вязкость при прокачивании
Измеряется в ротационном вискозиметре типа MRV. Масляный насос способен начать закачивать смазку в систему до определенного порога загустения. После этого порога эффективное прокачивание смазочного материала и его проталкивание по каналам затрудняется или вовсе парализуется.
Здесь общепринятым максимальным значением вязкости считается 60000 мПа•с. При этом показателе гарантируется свободная прокачка смазки по системе и доставка ее по каналам до всех трущихся узлов.
Кинематическая вязкость
При температуре 100 °C определяет свойства масла во многих узлах, так как эта температура актуальна для большинства пар трения при стабильной работе двигателя.
Например, кинематическая вязкость при 100 °C влияет на формирование масляного клина, на смазывающие и защитные свойства в парах трения палец / подшипник шатуна, шейка коленвала / вкладыш, распределительный вал / постели и крышки и т. д.
Автоматизированный капиллярный вискозиметр и вискозиметр для измерения кинематической вязкости AKV-202
Именно этому параметру кинематической вязкости при 100 °C уделяется наибольшее внимание. Сегодня его измеряют в основном автоматизированными вискозиметрами различной конструкции и с применением различных методик
Кинематическая вязкость при 40 °C. Определяет густоту масла при 40 °C (то есть приблизительно в момент летнего пуска) и его способность надежно защищать детали двигателя. Измеряется аналогичным с предыдущим пунктом образом.
Динамическая вязкость при 150 °C
Основное назначение этого параметра – понять, как ведет себя масло в паре трения кольцо/цилиндр. В этом узле в нормальных условиях при полностью исправном двигателе держится приблизительно такая температура. Измеряется на капиллярных вискозиметрах различной конструкции.
То есть из всего вышесказанного становится очевидным, что параметры в таблице вязкости масел по SAE комплексные, и однозначной их интерпретации (в том числе касательно температурных границ использования) не существует. Границы, обозначенные в таблицах, имеют условный характер и зависят от множества факторов.