Техники обмана
Перекуп, это человек, который прежде чем принести в дом хлеб, должен «нагреть» как минимум двух человек: продавца и покупателя. Продавцу напеть, якобы его ведерко ничего не стоит, покупателю наоборот – пустить пыль в глаза. Цель одна – заработать. Успешный перекупщик – это психологически подкованный человек, который умеет общаться и ненавязчиво что-то доказывать. Своего рода менеджер личного автосалона.
Рассказы о том, что машину ему на продажу оставил друг, брат, сват и т.д, о том, что номер двигателя теперь не смотрят и о том, что оригинальный ПТС испортил ребенок – действенные орудия против кошелька неразобравшегося в автомобильном мире зеваки. Очень часто перекупы врут с объемом двигателя, типом привода, годом выпуска, в общем, всем тем, что обыватель может попросту не заметить. Сможете визуально отличить Kia Rio 1.4 от Kia Rio 1.6 без подглядывания в ПТС и номер двигателя? То-то же.
1.4 или 1.6?
Стоит ли говорить, что во благо цены своему товару перекупщики пускают в ход все известные методы сокрытия недостатков автомобиля: потушенные контрольные лампы, присадки от стуков в моторе, «антидым» и т.д. Китайские запчасти, бампер на монтажной пене, дешевые никчемные покрышки вместо проданной дорогой резины, снятый парктроник, удаленная запаска – хорошенько подумайте, прежде чем покупать авто у перекупщика.
И, конечно, скрученный пробег. Этим приемом пользуются почти все перекупы, некоторые только этим и занимаются. Купил, скрутил, помыл, продал. Вот и вся схема, на которой держится бизнес большинства скупщиков хлама.
Как мы учились пользоваться базами и реестрами
Мы попробовали найти бывшего хозяина автомобиля в базе на сайте Федеральной службы судебных приставов, в разделе «Банк данных исполнительных производств». Туда по самым разным причинам попадают должники, которые не платят алименты, кредиты, квартплату и т. д. Сервис бесплатно позволяет проверить любого человека.
Так выглядит информация о должниках на сайте ФССП
Мы указали территорию, ФИО прежнего хозяина авто и его дату рождения. Появился номер и дата начала исполнительного производства, а также причина, по которой оно началось: задолженность по кредитным платежам. Еще были указаны контакты судебного пристава, который ведет дело. Иногда тут же указывают сумму задолженности, но в нашем случае ее не было.
Я позвонила по межгороду судебному приставу, который занимался этим делом. Надеялась на один из двух вариантов:
- долг небольшой и мы сами его быстренько погасим, не привлекая бывшего хозяина;
- прежний владелец погасил долг, но приставы не успели снять запрет.
По легенде, мы только собирались покупать машину у этого автовладельца и решили заранее выяснить, что за долги на нем висят. Мы не ждали, что пристав даст нам какие-то пояснения. И не зря: сначала мне ответили что-то вроде «Вы кто такая, уходите». Потом все же сообщили размер долга — 300 000 Р. Больше я ничего не спрашивала: пропал дар речи.
Тогда мы решили обратиться к юристу. Мы надеялись, что можно привести документы в порядок через суд и после этого поставить машину на учет.
Почему мы не проверили машину на юридическую чистоту
Сейчас в России существует реестр уведомлений о залогах движимого имущества — там можно проверить, находится ли то или иное движимое имущество в залоге. Это защищает покупателей авто на вторичном рынке: можно заранее все проверить и не связываться с арестованным автомобилем.
Но реестр начал работать в середине 2014 года, а наша история произошла в 2013. Тогда подобные покупки проходили вслепую, наудачу. Нам стоило пригласить перекупщика в МРЭО на перерегистрацию автомобиля и передать деньги уже там, когда автомобиль поставят на учет.
Финансовый провал
Да и вообще, скажите, у вас есть желание подарить постороннему человеку деньги? Например, мне. Просто так ни за что. Ну или заплатить за химчистку салона в двадцать раз больше? Знаете, сколько перекупщики наваривают на одном автомобиле? Я скажу – в среднем 10%. То есть, если хитрый перекуп забрал Ваш Hyundai Solaris за 500, то значит стоит такой авто минимум 550. А если речь идет у «Крузаке» за 3 миллиона… В общем, считайте сами. Просто знайте, продавая авто перекупу, вы просто так отдаете немалые деньги постороннему человеку.
Понимаю, что сейчас начнете жаловаться на жизненную ситуацию и объяснять текущее состояние автомобиля, типа кто ещё у меня купит это ведро? Ответ: Тот, кто купит у перекупа это ведро в дальнейшем.
Возможно из-за отсутствия знаний о том, как как правильно продать автомобиль, Вы уже устали и средства нужны уже срочно. Пользуясь «услугами» перекупов все равно, что взять деньги в каком-нибудь «Быстрозайме». Часто пользуетесь? Думаю, что нет. Теряя средства на этом факторе, можно прогореть еще и в другом. Люди привыкли, что все крутится вокруг денег, но, оказывается, в данном случае финансы далеко не самое главное.
УАЗ Патриот
Ульяновский автомобильный завод по-прежнему выпускает внедорожных “монстров”, которым не страшны болота, грязь и колеи. Только Патриот нарекают “монстром” не из-за постоянной ломаемости, неудобного салона и приборной панели, отталкивающего внешнего вида. Патриот сравнялся с иномарками: бортовой компьютер, цифровая приборка, отделка салона классом “Люкс”, аккуратный дизайн ставят этот отечественный полноприводный внедорожник на пьедестал российского автопрома.
Обратите внимание!
УАЗ Патриот имеет несколько типов комплектации – от эконома до респектабльной версии. Последняя, кстати, не уступает Тойоте Рав4 и Киа Спорт Эдж.
Слабое место УАЗиков по-прежнем двигатель
Обратите внимание на этот важный агрегатный узел. Ведь его замена встанет в копеечку и ударит по бюджету
Цена вопроса
Если говорить о стоимости машин, то перекупщики чаще выбирают средний сегмент, где цена на автомобиль ограничена 1 миллионом рублей. Продажа более дорогих моделей может занять долгое время, а не все могут себе это позволить. Есть, конечно, профессионалы, работающие только с премиум классом. Среди «перекупов» свое ранжирование.
В среднем одна перепроданная машина приносит доход не менее 10% от стоимости, но не менее 30 000 рублей. Получать меньше – просто экономически не выгодно. Бывают ситуации, когда машины продаются «в ноль», но это скорее исключение из правил. Торговаться «перекупы». как правило, готовы, но больше 5 — 10 тысяч кровных вряд ли получится сохранить.
В среднем одна перепроданная машина приносит доход не менее 10% от стоимости
Кредит, перекупщик и ожидание машины
Своих накоплений на машину у нас не было, поэтому муж взял 300 000 Р в кредит. Этих денег должно было хватить на Форд Мондео 2005—2007 года. Машину хвалили знакомые, а еще про нее пишут много хорошего в интернете.
Мы решили не искать автомобиль в нашем регионе. У мужа был знакомый перекупщик, который часто ездил в Москву и пригонял оттуда машины. Иногда по конкретному заказу, иногда просто на продажу. Работал он давно, в технической части разбирался отлично. В том, что он пригонит автомобиль в действительно хорошем состоянии, якобы даже сомневаться не стоило. Естественно, за свои услуги брал какую-то часть денег. Правда, мы тогда так и не поняли какую.
Это должна была быть наша первая машина
Мы не понимали, как выбирать авто и на что обращать внимание при покупке, поэтому ухватились за вариант с перекупщиком. Передали деньги без всяких расписок и бумаг
Наши 300 000 Р уехали, а мы начали с нетерпением ждать результата.
Спустя неделю перекупщик сообщил, что пригнал сразу два Форда Мондео. Оба 2005 года. Состояние примерно одинаковое, только цвета разные. Муж выбрал цвет «мокрый асфальт». Счетчик пробега показывал 120 000 км. Внешне машина выглядела хорошо, сколов и царапин не было. Может быть, какие-то детали были покрашены, но тогда мы даже не спрашивали об этом, нас это не интересовало.
На руки мы получили договор купли-продажи (ДКП) и дубликат паспорта транспортного средства (ПТС). В особых отметках дубликата стояло: «Выдан взамен утерянного». Это тоже нас тогда не смутило.
В договоре почему-то стояла сумма всего 100 000 Р. Перекупщик объяснил, что так ему не придется платить налог. Больше мы на этом не зацикливались.
Зачем в договорах купли-продажи занижают сумму покупки
Перекупщики перепродают машины: покупают подешевле, продают подороже, а разницу забирают себе. По-хорошему, с этой разницы они должны платить налог на доход: так положено, если заработал на продаже имущества, которым владел менее трех лет. Но перекупщики не хотят делиться с налоговой, поэтому в договоре занижают стоимость продажи машины: мол, я ее продал за столько же, за сколько купил, дохода нет, налог платить не буду.
Но это не наш случай: перекупщик не заключал ДКП на свое имя и юридически не был собственником автомобиля, поэтому ему не имело смысла переживать за налоги. В договоре была фамилия предыдущего владельца и его подпись. Все, что оставалось сделать, — это вписать фамилию мужа и сумму сделки. Перекупщика как будто не существовало. В этой истории сумма в ДКП не могла повлиять ни на что.
Юридическая опасность
Ох уж эти продаваки. Что угодно подпишут, лишь бы прямо сейчас получить деньги за машину. С чем обычно приезжают перекупы показывать машину? Правильно, с подписанными пустыми договорами. С такими успехами можно просто подписать пустые листы со своими паспортными данными и развесить их по городу, вдруг кому-нибудь понадобится подставное лицо.
Юридическая неграмотность продавцов – вот основная проблема. Многие даже оригинал договора себе не оставляют, а потом бегают по кабинетам ГИБДД и жалуются, что штрафы приходят пачками из ниоткуда. Помните, никто не отменит постановление, если у Вас только копия ДКП. Более того, без оригинала договора не получится и снять авто с регистрации, а сделать это нужно обязательно через 10 дней после фактической даты продажи.
И ведь штрафы еще не самое страшное. Совсем приходится худо, когда автомобиль таким способом приобретается для совершения преступлений – банк, например, ограбить. Вот тут начинаются сопли и слезы перед полицейскими, совершенно справедливо записавшими вас в разряд соучастников. Понимаю, с финансами бывает плохо, но разве такие ситуации благотворно влияют на карман? Давно пользовались услугами адвокатов?
Возможно был бы смысл отдать авто перекупу по завышенной цене, к примеру, в случае, если он не заметил какой-либо неисправности. Однако, по указанной выше причине, и он оказывается не самым адекватным выходом из ситуации.
Так почему не нужно покупать автомобиль у перекупщиков?
И не только покупать, но и продавать нельзя! Сейчас объясню почему:
Перекуп зарабатывает на жизнь тем что покупает и перепродает автомобили — это его основная деятельность, приносящая доход. Он в этом профессионал и чтобы заработать ему нужна дельта — разница в цене.
За счет чего она получается?
- Торопыги (когда нужно продать машину срочно снижают цену, перекупы этим пользуются), казалось бы не страшно, но есть моменты: продают срочно машину обычно когда у нее есть проблемы с технической или юридической составляющей — оно вам надо? Срочно нужны деньги, то есть финансовая ситуация плохая, а значит на автомобиле экономили, в том числе на обслуживании — оно вам надо?
- Проблемы с техникой или кузовом — за счет недостатков машина уходит по заниженной цене, перекуп за малую копеечку приводит в порядок внешний вид лишь бы смотрелось и не было видно — оно вам надо?
- Неликвидная модель — не могут продать сами, но и перекупы тоже не спешат брать неликвидную модель, а если взяли, то достается она совсем по бросовой цене, что опять же значит что с машиной есть какие то проблемы.
Т. е. запоминаем аксиому: у перекупа практически никогда не бывает нормального автомобиля — иначе его сам может легко продать хозяин.
Так вот: цель перекупа взять максимально дешево, продать максимально дорого.
Что для этого делается?
Покупается авто с недостатками, которые быстро устраняются за недорого и, которые трудно заметить: кузовные повреждения, царапины, некомплектный авто, без каких то деталей, свежий авто, но с большим пробегом и так далее.
Повреждения устраняются самым дешевым и быстрым способом «лишь бы не видно», запчасти покупаются на помойке разборке, все недостатки тщательно скрываются, пробег обычно сматывается. На выходе получается небитый некрашеный автомобиль в отличном состоянии.
По факту же, часто оказывается что недостатки просто замаскированы. Надеяться что вы, обычный обыватель, сможете найти эти недостатки крайне глупо — перекуп не зря кормится с этого, у него просто больше опыта, он знает что и как делать так что бы вы ничего не заметили, на это есть целый арсенал ухищрений.
В итоге, от перекупа вы скорее всего купите автомобиль, который на площадке выглядел как вылизанные у кота яйца, а по факту крашеный, со смотанным пробегом, недостатками по технике — так делают абсолютное большинство перекупов, надеяться на то что именно вам попадется честный — не приходиться, такие перекупы просто не выживают на высококонкурентном рынке.
Аксиома: перекуп ВСЕГДА лучше вас разбирается в автомобилях и точно знает как скрыть недостатки
Поэтому запомните: честных перекупов не бывает! (на самом деле бывают, но вам они не попадутся, ибо редкость чрезвычайная).
Как мы избавлялись от машины
На портале «Дром-ру» часто мелькали объявления о продаже машин по заманчивой цене. Причем в отличном состоянии и с небольшим пробегом. Загвоздка лишь в том, что в объявлении была пометка «без документов». У такой машины может быть перебит идентификационный номер, он же вин, или номер кузова, а также она могла въехать в Россию как запчасти, распиленная пополам. Вариантов, по которым машину могут не поставить на учет, очень много. Юридически это не средство передвижения — это запчасти.
Мы вычитали, что в некоторых случаях есть способы вернуть такой куче металла официальный статус автомобиля. Можно восстановить все документы и зарегистрировать ее по всем правилам. Но это невозможно сделать без денег, связей и определенных знаний. И мы решили продать машину как есть — с рассказом про запрет на регистрационные действия. Мы отмыли авто, начернили колеса, сделали химчистку и выставили сияющую ласточку на «Дром» с пометкой «без документов». В описании честно рассказали обо всех проблемах.
Из-за этого мы снизили цену — остановились на сумме 200 000 Р.
Отклик на объявление был, это радовало. Потенциальных покупателей привлекала низкая цена. Многие звонили, но не понимали, что значит «проблемное авто». Когда мы объясняли, всех как ветром сдувало. Мы заранее настроились, что все растянется на недели, а то и месяцы. Но внезапно появился мужчина, которого проблемы с документами не испугали.
Проблемных авто на «Дроме» пруд пруди. На таких объявлениях стоит красный значок. В основном это машины, которым больше 10 лет. Ими по очереди владело много людей, и один из них оказался не очень добропорядочным«Конструктор», он же «распил», — это машина, которую в Японии покупают целиком, а перед транспортировкой в Россию распиливают и перевозят по частям, чтобы не платить госпошлину«Двойник» — точная копия другого авто. Одна марка, один цвет, один и тот же номерной знак, один легальный документ на двоих. Поэтому рано или поздно с такой машиной точно будут проблемы
Во время личной встречи покупатель еще раз расспросил, что именно не так с машиной. Мы рассказали все, что знали: не любим и не умеем врать. Состояние авто покупателя устроило, пятна в истории, как ни странно, его не смутили. Мужчина пару раз куда-то позвонил и спустя пять минут сказал, что готов к сделке.
Мы не верили своим ушам. Спросили, зачем ему такая машина и понимает ли он, на что подписывается? Оказалось, что он то ли сотрудник ГИБДД, то ли полицейский и, видимо, знает, как снимать такие запреты. Был лишь один нюанс: он пока не продал свой автомобиль. Сказал, что мы можем подождать, пока он это сделает. Либо просто обменяться.
Наверное, в тот момент мы согласились бы даже на ржавую «шестерку», лишь бы с документами все было в порядке. Но машина оказалась вполне приличной: покупатель предложил Мицубиси Галант 1997 года в отличном для своего возраста состоянии. Цена машины на тот момент была как раз около 200 тысяч рублей. Мы с радостью согласились на обмен.
Мицубиси Галант 1997 года. Авто, которое осталось с нами после окончания этой истории
На учет свою новую машину мы ставили вместе с продавцом. Идти на сделку как-то иначе отказались: боялись, что история повторится. Он не возражал, регистрация прошла без проблем. Мы вздохнули с облегчением. Наконец-то это закончилось.
Машина вправду оказалась беспроблемной в плане документов. А вот по технической части все же вытягивала из семейного бюджета деньги. Сейчас всего уже не вспомнить, но один из самых затратных ремонтов обошелся нам в 20 тысяч рублей: порвался ремень ГРМ, загнуло клапаны двигателя. Но машина тут ни при чем, мы просто должны были вовремя поменять ремень.
Мы отъездили на ней пять лет и благополучно продали. К слову, через пару месяцев после продажи у Галанта отказал двигатель. Это нам сообщил парень, который купил авто. Но он знал, на что идет: на момент покупки машине было больше 20 лет.
“Не бита, не крашена”
Идеальный автомобиль для перекупщика — машина на ходу, с незначительным и быстро исправимым дефектом. Это могут быть сколы и трещины на стеклах, царапины и потертости на кузове или элемент, который можно быстро заменить покупкой детали с разбора или недорогим ремонтом в автосервисе.
Дефект автомобиля должен быть устраним в течение нескольких дней
Как правило, найти в Интернете интересный вариант сложно. Хотя для этого есть целые сервисы, которые обеспечивают желающим доступ к базам данных самых популярных площадок объявлений на этапе модерации. Это обстоятельство позволяет “перекупам” сразу забирать хорошие частные предложения. Кроме того, многие задействуют дополнительные источники, сотрудничают с эвакуаторщиками, автомастерскими и разборщиками. При таких способах комплексного поиска удается купить хороший автомобиль по выгодной цене, требующий минимальных вложений.
Естественно, «информаторы» за спасибо не работают: на наводку свои тарифы в несколько тысяч рублей, которые с лихвой компенсируются разницей при перепродаже авто. Неблагодарных и жадных не любят и в следующий раз найдут более щедрого конкурента.
Многие задействуют дополнительные источники, сотрудничают с эвакуаторщиками, автомастерскими и разборщиками
Запомнить
- Никогда не отдавайте деньги без расписки или договора. В том числе друзьям и знакомым.
- Не занижайте сумму в договоре купли-продажи, ведь только ее можно будет взыскать через суд.
- Перед покупкой необходимо проверить авто — хотя бы на сайте ГИБДД.
- Не мешало бы проверить продавца по базе ФССП — в разделе «Банк данных исполнительных производств». Если он в должниках, это повод насторожиться и задать несколько вопросов.
- Стоит заглянуть в реестр уведомлений о залогах движимого имущества и проверить, не в залоге ли авто.
- Если вы уже совершили все возможные ошибки и машину не ставят на учет — обратитесь к юристу. Возможно, ваш случай можно разрешить в суде.
- Если все совсем плохо и единственный шанс выбраться из переделки — это избавиться от машины, не врите будущему хозяину. То, что вы ошиблись при покупке столь дорогой вещи, только ваша вина. Будущий владелец ни при чем, не стоит перекладывать проблемы на него.
Обман и приемы от перекупов при продаже авто
На самом деле в большинстве случаев делается все необычайно просто и нагло. Тут я не имею ввиду смс-ки вида «500 тыщ и забираю» – это совсем примитивно. Вообще профессия перекупщика не из легких. Чтобы работать прибыльно, надо уметь «уболтать» и продавца и проехать по ушам покупателю. Продавцу сообщается негатив в виде всевозможных проблем, припоминается любая царапинка и сообщается, что рыночная цена такого ведра сильно завышена, якобы за эти деньги можно купить что-то лучше и дешевле.
Также нужно помнить, что большинство перекупщиков сотрудничают с разными сервисами, в которых автомобили приводятся в нужный вид. Зачастую такие автомастерские участвуют в программе «развода» продавца. Потенциальный покупатель интересуется машиной приглашает Вас в определенное место, где поднимают машину и одновременно опускают ценник до неприличного с перечислением длинного списка вымышленных неисправностей. Некоторые мои клиенты поделились, что подобными деяниями не брезгуют заниматься даже официальные дилеры. Представляете, сколько хрупких девушек и не самых харизматичных мужчин погорело на этом поле?
На продавцов авто эта самая фраза «Деньги прямо сейчас!» действует даже лучше, чем у всяких «Экспресс-ларьках», а точнее в 90% случаев. Психология человека – дело тонкое. У большинства людей мозг настроен не по-инвесторски, точнее в точности наоборот. Лучше меньше, но сейчас, чем вознаграждение за ожидание и труд. Да, дорогие мои. Продать автомобиль – это своеобразная работа и люди за это в компаниях получают неплохие деньги. Но все далеко не так сложно, как кажется. Справитесь. Большинство перекупов вообще действуют по простому алгоритму – скрутить пробег, помыть и прибраться, навести тишину под капотом. Разве это повод отдать авто за копейки? Скручивать пробег совсем не обязательно, но все остальное вполне доступно.
Бывают владельцы машин с дорогостоящими проблемами, и они просто не хотят никого обманывать. Отдам перекупу, а он уже пускай вешает лапшу на уши. И что? Ваша совесть теперь чиста, да? Типа заплатили за неё своими кровными? А Вы в курсе, что по документам, следующий собственник будет вписан после Вас? И если возникнут какие-либо проблемы, то новый владелец, естественно, не дозвонившись до перекупа, попытается отыскать Ваши контакты, и в случае успеха будет трезвонить по каждой мелочи.
Юридически важная ошибка
Все технические моменты автомобиля вполне решаемы, но если у машины будут проблемы с юридической частью, то «клиент» перекупа теряет все деньги практически без шансов вернуть средства. Особенно если учесть, что многие перекупщики действуют по схеме «один автомобиль – одна СИМ-карта», чтобы исключить лишние вопросы и проблемы.
Регистрировать на себя машину перекупы, конечно же, никогда не будут, а значит ответственности никакой не несут. В большинстве случаев они приезжают на сделку с чем? Правильно, с уже подписанными КЕМ-ТО бланками договоров купли продажи. Кто и когда нарисовал эти подписи Вам неизвестно, может быть перекуп сам решил поставить «закорючку», может быть предыдущий собственник делал это с пистолетом у виска. Это вы, надеюсь, никогда не узнаете, но риск остаться без денег и машины в таком случае очень велик. Представляете, если после покупки вдруг окажется, что настоящий собственник на самом деле никому не продавал машину или что у авто перебиты номера? В 90%, что такие сюрпризы заканчиваются печально только для покупателя.
Почти все криминальные машины проходят через руки перекупов в качестве заключительного этапа по доставке автомобиля «лоху». О том, как избежать такой покупки мы написали тут. Вы не поверите, но даже «деньги после ГИБДД» не дают 100-процентной гарантии в успешности покупки авто у перекупа, так как предыдущий владелец может заявить о своих правах, к примеру, только после того, как выберется из подвала.
Киа Рио
Этот автомобиль снискал особую популярность на российском авторынке. Еще бы – оцинкованный кузов делает железо устойчивым к ржавчине и осадкам. Эту модель закупают многие таксопарки, так как она достаточно комфортна и вместительна. Но при перспективе дорогих работ сразу же выставляют на продажу. В целом этот автомобиль надежен даже при ежедневном городском использовании.
Испытывать Рио на внедорожные качества не стоит, так как есть риск влететь на реконструкцию подвески. Покупая данный автомобиль, лучше вооружиться толщинометром, чтобы вычислить битые и перевернутые экземпляры.
«Салон в отличном состоянии, и пробег приемлемый, но на капоте сколы и царапина»
Прежде чем перейти к поиску и перечислению недостатков при осмотре машины, сначала отметьте ее положительные качества. В их числе может быть состояние кузова (нет ржавчины) или шин, наличие релингов и фаркопа, климат-контроль, красивые диски и многое другое. Недостатки в любом количестве также можно найти невооруженным глазом. Например, трещину на стекле или убитые дворники, неработающую лампочку, затертый руль или продавленное сиденье водителя.
В данном случае вы аргументированно показываете, что при торге учитываете не только минусы, но и плюсы. Любой разумный человек это оценит. Но имейте в виду, что ваш оппонент продает машину в том состоянии, в каком она есть. Оплата будущих ремонтов и расходников в его функции не входит. Поэтому компенсировать все будущие траты не удастся.