Определение переключения передач
Устройство выполняет контроль положения рычага АКПП. На большинстве автомобилей датчик располагается непосредственно рядом с селектором. В редких случаях к нему ведет тросик.
Ламели контактной группы измерителя положения рычага АКПП
Причинами выхода узла из строя являются:
- попадание влаги в корпус;
- потеря герметичности;
- механический износ контактных ламелей;
- физическое повреждение устройства под внешним воздействием;
- загрязнение или окисление контактной группы.
При невозможности определить положение селектора загорается лампочка «HOLD». Иногда после неоднократного перемещения рычага удается начать движение. Выход из строя устройства происходит постепенно.
Срабатывание индикатора «HOLD»
При неисправности датчика возможны симптомы:
- на приборной панели недостоверно отображается информация о выбранной передаче;
- зависание в одном положении или срабатывание с существенным запозданием;
- переключение между передачами происходит с толчками;
- не отображаются значения на указателе.
Для ремонта необходимо демонтировать и разобрать датчик переключения передач АКПП. Зачистка контактов возможна керосином, бензином, растворителем, проникающей смазкой. Не рекомендуется для замены использовать смазку наподобие «Литола» или «Солидола».
Дизель против бензина: почему не нужно бояться солярки?
Внутреннее расположение
При внутреннем размещении найти где находится блок управления АКПП не составляет труда, так как ЭБУ располагается внутри автоматической коробки передач. Длина проводов сведена к минимуму. Все они находятся внутри корпуса. Внешний вид электронного блока, предназначенного для размещения внутри трансмиссии, изображен ниже.
Внутреннее исполнение
Главным недостатком такого размещения является постоянное воздействие высокой температуры на электронику. Ремонт ЭБУ АКПП также усложняется. Для проведения осмотра модуля потребуется разборка коробки передач. Это значительно усложняет устранение неисправностей в модуле и, соответственно, повышает стоимость ремонтных работ. Автопроизводители до сих пор не нашли компромиссного решения между внешним и внутренним размещением.
Лекарственное взаимодействие
ЭБУ — устройство, принцип работы
ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.
Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.
Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.
Основными функциями ЭБУ являются:
- управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
- контроль за зажиганием;
- управление фазами газораспределения;
- регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
- контроль за положением дроссельной заслонки;
- анализ состава выхлопных газов;
- контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.
Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.
При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.
Устройство электронного блока управления двигателем.
Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.
Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:
- ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
- ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
- ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.
Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.
Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.
Ремонт и замена ЭБУ.
Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:
- перегрузка, воздействие короткого замыкания;
- влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.
Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.
Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины
Важно также правильно произвести настройку. ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети
Неисправности электронного блока управления двигателем и диагностика
Хотя производители выполняют ЭБУ в виде защищенной коробки, размещая аппаратную начинку в прочном металлическом корпусе, данное устройство также может выйти из строя. Проблемы с блоком управления могут сопровождаться неустойчивой работой ДВС или невозможностью завести двигатель, отклонениями в процессах смесеобразования, нарушениями в работе трансмиссии (как правило, автоматической) и т.д.
Чтобы проверить ЭБУ, начинать следует с визуального осмотра, что позволяет вывить очевидные дефекты (например, трещины в корпусе). Однако если таковых не обнаружено, это все равно не позволяет исключить возможные повреждения микропроцессора, так как причин для выхода из строя данного устройства достаточно много.
Среди самых простых специалисты выделяют:
- перегрев;
- сильную коррозию и попадание влаги;
- повреждения в результате ударных нагрузок;
- короткое замыкание;
Также виновником проблем может оказаться не сам ЭБУ, а плохой контакт с датчиками, окисление в месте присоединения проводов. Отметим, что нередко к проблемам с блоком управления приводит банальная безответственность самого автовладельца.
Например, во время мойки двигателя под давлением блок не защищается должным образом от попадания влаги, машина эксплуатируется во влажную погоду со снятыми элементами (без крыльев, капота). Часто владельцы игнорируют тот факт, что крепление ЭБУ в месте установки недостаточно надежное или имеются проблемы с проводкой, что может привести к короткому замыканию и т.п.
Еще вывести из строя электронный блок может «прикуривание» от другого автомобиля с заведенным двигателем, неквалифицированная установка в автомобиль дополнительного оборудования, проблемы в высоковольтной части системы зажигания.
Добавим, что также встречаются случаи полного выведения из строя ЭБУ после попыток непрофессионального или самостоятельного ремонта данного типа устройств, а также чип-тюнинга
Важно понимать, на некоторых моделях блок является неремонтопригодным, то есть предполагается полная замена блока.. При этом после проведения поверхностной диагностики владелец снимает ЭБУ и пытается его разобрать/отремонтировать
Затем часто выясняется, что причиной проблем все же оказывается какой-либо датчик, однако после попыток ремонта блок для дальнейшей эксплуатации уже не пригоден
При этом после проведения поверхностной диагностики владелец снимает ЭБУ и пытается его разобрать/отремонтировать. Затем часто выясняется, что причиной проблем все же оказывается какой-либо датчик, однако после попыток ремонта блок для дальнейшей эксплуатации уже не пригоден.
По этой причине важно понимать, что сначала должна быть проведена комплексная профессиональная компьютерная диагностика. Только после этого можно принимать решение о том, что делать, менять или выполнить ремонт блока управления двигателем
Если же говорить о доступной проверке, которую может выполнить автолюбитель самостоятельно, это банальная подмена имеющегося блока на точно такой же заведомо рабочий. Например, можно под залог взять ЭБУ от такого же авто на разборке, установить такой блок и проверить работу ДВС. Если машина работает с новым блоком нормально, тогда проблема очевидна.
Также отметим, что не всегда удается устранить поломку только заменой контроллера. Как уже говорилось выше, часто первопричиной поломки ЭБУ является не сам блок. Простыми словами, если, например, имеется замыкание в проводке, новый блок управления быстро выйдет из строя точно так же, как и предыдущий.
Неисправности соленоидов АКПП — Симптомы и причины
Используемые в настоящее время в автоматических коробках передач соленоиды отличаются надёжностью и долговечностью. Однако утверждать, что данный элемент полностью лишен каких-либо проблем и поломок было бы неправильно. Как и любой другой механический элемент, соленоид может ломаться и выходить из строя. Опишем наиболее распространенные поломки и их причины.
Так, например, достаточно часто происходит увеличение отложений масла и мельчайшей пыли на металлическом сердечнике. В результате сердечник даже при получении необходимого электрического сигнала не выдвигается в шток. При рабочей температуре масла в коробке передач соленоид может клинить, а автомобиль при этом будет выдавать ошибку в работе коробки передач. Устранить данную проблему можно путём промывки соленоидов в специальных растворителях. Блок соленоидов
может очищаться ультразвуком. Последнее проводится без демонтажа соленоидов с коробки передач. Рекомендуем выполнять ультразвуковую чистку соленоидов каждые 50 тысяч километров пробега.
Так выглядит блок соленоидов
При пробеге автомобиля в 250 — 300 тысяч километров или же при максимально активной эксплуатации транспортного средства может отмечаться износ входного отверстия и деталей плунжера. Все это приводит к появлению протечек масла. Появляются проблемы в работе системы охлаждения и смазки коробки передач. В данном случае ремонт износившихся соленоидов заключается в экзамене их на новые запасные части.
В специализированных мастерских вам расскажут, как проверить соленоиды
и при необходимости проведут замену. Стоимость этих элементов не слишком высока. Однако вы должны понимать, что в коробке передач может содержать несколько подобных элементов. И при выходе из строя электрических клапанов проводится замена всех соленоидов. Именно поэтому ремонт данного элемента может иметь достаточно высокую стоимость. Помните, что использование качественного масла является залогом долговечного использования соленоидов.
Это все один механизм, отвечающий за передачу информации контролеру коробки о положении рычага переключения скоростей, выводимой на приборную панель, а также за включение огней движения задним ходом и управление приводом стартера. Практически все производители автомобилей с АКПП располагают его на валу селектора.
Как выполнить ремонт гидроблока своими руками
Перед началом ремонта гидроблока АКПП нужно собрать коды ошибок. Изучить устройство, типичные проблемы данной модели. Заказать расходники, например готовый ремкомплект Мастеркит, Оверолкит, Транстек и др.
В комплекте должны быть прокладка для гидроблока и поддона, уплотнительные кольца для сливной и заливной пробок. Без замены фильтра АКПП вся идея ремонта окажется бессмысленной. Но в необслуживаемых моделях автомата, например TF-80SC, придётся снимать всю коробку.
Из инструментов и материалов понадобятся:
- ключи для откручивания заливной и сливной пробок;
- трещотка и головки Torx для снятия поддона и гидроблока;
- трансмиссионное масло;
- ёмкость для слива;
- воронка со шлангом для залива жидкости;
- поднос с секциями или самодельная гармошка.
- чистая тряпка без ворса.
Общая последовательность ремонта гидроблока АКПП:
- Слить старую жидкость.
- Открутить поддон. Некоторые умельцы ставят поддон на герметик, экономя на прокладке, а отдирать его шпателем или обстукивать пластиковым молотком то ещё удовольствие. Кроме того, фрагменты герметика могут попасть в поддон, а оттуда в масло АКПП.
- Протереть плоскость прилегания поддона.
- Промыть поддон и магниты. Поставить новую прокладку.
- Снять старый фильтр.
- Отсоединить разъёмы соленоидов. Отключить датчики.
- Открутить болты гидроблока.
- Отвинтить и вынуть соленоиды.
- Располовинить гидроплиту. Вытащить пружины, плунжеры, шарики в соответствии с мануалом.
- Промыть все детали, осмотреть их целостность.
- При необходимости проверить сопротивление соленоидов.
- Установить клапаны по схеме. Поставить новую прокладку. Собрать гидроблок.
- Закрутить соленоиды на место.
- Собрать коробку с новым фильтром.
- Залить новую жидкость в объёме слитой с добавлением 0,1 — 0,3 л в качестве компенсации пролитой. Разогреть АКПП. Проверить уровень ATF.
Основные неисправности АКПП и их причины
Автоматическая трансмиссия давно получила самое широкое распространение в Америке, а в последние годы она становится все более популярной в России и странах СНГ. Это и неудивительно — «автомат» более удобен для водителя, особенно для эксплуатации в городе с его хорошими дорогами и частыми пробками. Однако автоматическая коробка — это механизм, и как в любом механизме в ней могут возникать неисправности.
Все неисправности автоматической коробки переключения передач (АКПП) можно разделить на две большие категории:
• Неисправности электронной части;
• Неисправности механической и гидравлической систем коробки.
Неисправности электронной части АКПП могут быть следующими:
• Выход из строя электронного блока управления (контроллера);
• Поломка датчиков системы управления трансмиссии и двигателя;
• Замыкания, обрывы и иные повреждения электропроводки;
• Выход из строя исполнительных элементов.
Нужно отметить, что при возникновении неисправностей в электронной части трансмиссии компьютер запускает аварийные программы работы. Эти программы обеспечивают функционирование коробки передач даже при поломке тех или иных элементов, причем для различных поломок предусмотрены разные программы. Если же поломка серьезная (например, перестал отвечать электронный блок управления АКПП или исполнительные механизмы), то коробка переводится в аварийный режим работы. Обычно в этом режиме автоматически включается третья передача, которая обеспечивает возможность движения автомобиля с наибольшей безопасностью. Нормально эксплуатироваться в аварийном режиме автомобиль не может, но добраться до места ремонта он вполне способен.
Неисправности механической и гидравлической систем АКПП могут быть следующими:
• Износ шестерен и валов;
• Износ или повреждение фрикционных элементов (дисков муфт, тормозных лент);
• Различные неисправности гидротрансформатора;
• Неисправности блокировочной муфты гидротрансформатора;
• Неисправности обгонной муфты статора (реактора) гидротрансформатора;
• Поломки гидравлического блока;
• Засорение масляных каналов (обычно происходит при износе фрикционных элементов и других деталей);
• Поломка масляного насоса.
Очень часто в «автомате» одна неисправность плавно перетекает в другую, и если сразу не решить проблему, то скоро коробка просто посыплется. Все дело в устройстве и тех принципах, на которых основана работа автоматической трансмиссии. Например, диски фрикционных муфт с течением времени изнашиваются, и продукты этого износа постепенно загрязняют масло. Эти загрязнения провоцируют засорение масляных каналов и клапанов гидравлического блока, нарушая его работу, что становится причиной плохой работы и перегрева фрикционных муфт. Также загрязнение масла влияет на другие системы АКПП, и если сразу не обратить внимания на эту проблему, то скоро придется потратиться на серьезный ремонт коробки.
Все неисправности, независимо от типа, имеют общие причины:
• Выработка ресурса компонентов коробки или их естественный износ;
• Заливка в коробку иного масла, чем рекомендовано производителем (иного состава, с другой вязкостью и т.д.);
• Проведение ремонта с использованием низкокачественных запасных частей (причем зачастую это бывает сознательный выбор ради экономии средств);
• Обслуживание коробки передач с увеличенным межсервисным интервалом или нерегулярное обслуживание «время от времени»;
• Проведение работ по обслуживанию или ремонту специалистом низкой квалификации;
• Особенности стиля вождения, при которых трансмиссия и двигатель часто работают в сложных и опасных режимах.
О возникновении неисправности трансмиссии говорят внешние признаки, по которым можно судить о проблеме. Но более точный «диагноз» можно поставить лишь после проведения диагностики. Первоначальная диагностика автоматической коробки передач вполне доступна рядовым автомобилистам.
Основные достоинства и недостатки ЭБУ
Несмотря на наличие множества преимуществ, у электронных модулей есть и недостатки.
Достоинства ЭБУ
Плюсы устройств:
- возможность оптимизации динамических параметров работы ДВС;
- снижение расхода горючего при правильной регулировке соотношения воздуха и топлива;
- простота пуска силового агрегата — модуль быстро адаптирует двигатель для работы в разных условиях, к примеру, при функционировании на холостом ходу;
- при установке ЭБУ в авто у владельца машины отпадает необходимость в ручной регулировке параметров работы ДВС;
- увеличение показателей экологичной чистоты при правильной регулировке объемов вредных веществ в отработанных газах.
Недостатки ЭБУ
Минусы электронных модулей:
- высокая цена на составляющие элементы, если возникнет необходимость проведения ремонта модуля;
- при неполадках блок часто не подлежит ремонту, его приходится менять целиком;
- необходимость в эксплуатации недешевого и сложного оборудования для проверки модуля, иногда для диагностики требуются квалифицированные мастера;
- повышенные требования параметров надежности питания бортовой сети — скачки напряжения могут привести к поломке ЭБУ;
- необходимость использования только качественного топлива при заправке машины.
Канал Avto-blogger подробно рассказал об особенностях и недостатках электронных модулей.
Проблемы, которые могут возникнуть при ремонте электронного блока управления коробки передач
При ремонте ЭБУ АКПП могут возникнуть определенные сложности:
- Первая и, к сожалению, самая распространенная проблема — это недоступность необходимых деталей и микросхем для ЭБУ. Такое может возникнуть в случае, если у вас машина, оснащенная АКПП, не являющейся популярной в нашей стране. В этом случае запчасти придется заказывать из страны производителя авто. Мало того что ждать пока они придут, придется очень долго, стоимость на них будет в разы выше, чем на аналогичные запчасти ходовых моделей. Помимо этого, если марка машины является устаревшей, запчасти через интернет будет найти практически невозможно.
- Вторая немаловажная проблема заключается в том, что не в каждом городе возможно провести ремонт ЭБУ коробки из-за отсутствия опытных мастеров. Нередко случается так, что в автосервисе имеется все необходимое оборудование, но мастер максимум может удалить ошибки из памяти ЭБУ.
- Часто случается, что проблема в работе ЭБУ заключается в микронадломах проводов. Из-за чего информация в процессор поступает не постоянно. Вследствие чего возникают ошибки, мешающие корректной работе АКПП. Как правило, мастер при проведении диагностики видит саму ошибку, которую он удаляет, но не замечает самой сути проблемы. Устранив ошибку, он считает, что работа проделана качественно. Но через некоторое время проблема возникает вновь. Найти микронадрыв (разлом), очень проблематично. Это отнимает огромное количество сил и времени. А в случае автовладельца – еще и денег.
Если у вас возникла проблема с электронным блоком управления КПП, для ее решения требуется обращаться в крупные специализированные автосервисы, которые предоставляют гарантию на все проводимые ими работы. В случае если сервис не выдает гарантии на ремонт, вы можете столкнуться с проблемой, которая идет третьей в списке выше.
Хендай Туссан
Для автомобилей Хендай Туссан с АКПП характерны проблемы с дифференциалом. Ведущая шестерня на Хендай Туссан может лишиться нескольких зубов и их воздействие может разбить венец дифференциала, что приведет к ударам на каждый оборот колеса и заклиниванию передних колес во время движения. После такого в коробке Хендай Туссан будет много металлических осколков, которые могут разрушить механизмы АКПП. Способы ремонта такой поломки могут быть разные: со снятием и без такового, они зависят от квалификации работников сервиса.
Хендай Туссан с АКПП
Основные условия эксплуатации АКПП
В процессе эксплуатации коробки владельцу необходимо соблюдать ряд правил, которые продлевают ресурс агрегата. Особенно это касается зимней эксплуатации. Помимо этого, коробка накладывает некоторые ограничения на эксплуатацию, которые также необходимо помнить и соблюдать.
Эксплуатация автоматической коробки зимой
Для прогрева коробки при отрицательной температуре воздуха необходимо:
- Запустить двигатель и дать ему поработать 2-3 минуты.
- Сесть за руль, удерживая ногой тормоз начать переводить селектор по всем позициям. На каждой позиции требуется давать задержку на 8-10 секунд. Рекомендуется греть коробку еще 5-6 минут, периодически переводя селектор по кругу.
- Начать движение плавно, не утапливая педаль газа более чем на треть. Прогреть коробку на плавном режиме движения в течение нескольких километров пути.
Перед началом зимней эксплуатации рекомендуется заменить жидкость в коробке, если ее пробег приблизился к 50 тыс. км.
Что не стоит делать с АКПП?
Для обеспечения ресурса коробки владельцу не следует производить следующие манипуляции:
- Не следует включать нейтральное положение при движении накатом, поскольку в этом случае не обеспечивается смазка и теплоотвод узлов коробки. Злоупотребление движением накатом может стать причиной износа и подгорания фрикционных дисков и пластин в муфтах.
- Запрещено переключать режимы движения вперед и назад без полной остановки автомобиля и вращающихся частей в коробке. При переключении необходимо удерживать автомобиль рабочим тормозом. Известны случаи поломки шестерен и картера коробки. Именно по этой причине не разрешается выбираться из грязи или снежного заноса путем раскачивания автомобиля.
- Нельзя использовать автоматическую коробку в качестве стояночного тормоза.
- Нельзя буксировать автомобиль. Машины с автоматической коробкой буксируются только с загрузкой ведущих колес на тягач.
- Запрещено давать повышенную нагрузку на холодную трансмиссию. Для прогрева коробки требуется больше времени, чем на нагрев двигателя, поэтому первые 7-10 км пути рекомендуется двигаться на малой скорости без рывков и ускорений.
- Избегать движения по бездорожью с пробуксовкой колес.
- Не рекомендуется использовать автомобили с автоматическими коробками для буксировки тяжелого прицепа.
Типичные неисправности автоматической коробки передач
Некоторые распространенные неисправности:
- Поломки кулисы переключения, которые не позволяют переключать режимы работы. Ремонт заключается в замене сломанных или изношенных деталей. На некоторых машинах доступ к механизму переключения затруднен, поэтому может потребоваться демонтаж коробки или подрамника вместе с силовым агрегатом и коробкой.
- Течь рабочей жидкости через сальники или уплотнительные прокладки. Проблема решается заменой изношенных деталей и сменой жидкости и фильтра.
- Блокировка работы коробки из-за выходи из строя управляющей электроники. В процессе ремонта меняются блоки и жгуты проводки.
- Коробка не позволяет двигаться вперед, но задняя передача работает. Причиной является износ муфт, заедание или засорение клапанов.
- Не работает задняя передача и часть передач переднего хода. Причиной поломки является износ одной из рабочих муфт или поломка гидравлических магистралей, обеспечивающих работу узла.
- При попытке переключить селектор и начать движение происходит толчок, режим переключается, но движение не начинается. Это является симптомом поломки гидротрансформатора или недостаточного уровня масла. Возможно засорение фильтра продуктами износа, из-за чего не обеспечивается необходимая производительность и давление в гидравлической системе коробки.
- Возможно движение вперед только на одной скорости. Причина — износ муфт, обрыв манжеты привода муфты, заедания клапанов блока.
- Металлические шумы при движении указывают на износ подшипников или шестерен. Ритмичный металлический стук на холостом ходу сигнализирует об износе дисков в одной из муфт.
- Проблема с движением автомобиля после прогрева коробки, при этом на холодную коробка работает нормально. Дефект возникает в результате износа или поломки лопаток на крыльчатках насоса или турбины.
При возникновении проблем с автоматической коробкой владельцу необходимо обратиться в специализированный сервис. Попытки самостоятельного ремонта могут привести к необратимым последствиям и необходимости замены коробки в сборе.