Принцип работы тормозной системы
Система торможения состоит из механизмов и приводов. Основными узлами гидравлического привода являются:
- тормозной цилиндр, бачок;
- тормозные трубки, из которых состоит трубопровод;
- вакуумный усилитель;
- цилиндры отдельно передних и задних колес;
- педаль тормоза в салоне автомобиля.
Водитель нажатием педали приводит в действие главный поршень цилиндра. Так подается тормозная жидкость по трубопроводу к поршню суппорта и создается препятствие тормозных механизмов вращению колес. В результате происходит остановка транспортного средства.
Когда педаль тормоза опускается, возвратная пружина возвращает мембрану ВУТ назад, и жидкость перестает создавать давление в цилиндрах. Колеса получают возможность вращаться.
Почему они скрипят
В нормально работающих тормозах на новой машине, скрип практически не слышен, разве что при резком торможении. Поэтому, появление скрипов говорит о возникновении вибрации, при зажимании диска или барабана, перекосе колодок, и других неприятных моментах.
Несовместимость материалов
Состав фрикционного материала для колодок это индивидуальный секрет каждого производителя. Тут нужен компромисс между сроком службы накладки и эффективностью торможения. Более жесткий материал накладок повышает их срок работы, однако выше шанс возникновения скрипа, и повышения износа дисков или барабанов. Иногда получается так, что материал накладок совершенно не совместим с материалом барабанов или дисков, поэтому возникает неприятный звук. При этом повышается износ металла и снижается эффективность торможения – накладки проскальзывают, отсюда и неприятные звуки.
Только колодки от другого производителя решат проблему. Скрипеть так же могут совершенно новые накладки, тогда пару дней беспокоиться не стоит. Они должны немножко притереться, сотрется верхнее напыление, и дальше скрипов не будет. Если скрипы продолжаются на третий день и далее, значит приобретайте колодки от другого производителя.
Конструктивные особенности
Производителем разработаны специальные пластины, для устранения скрипа. Они сделаны из металла и устанавливаются на машине между колодками и тормозным поршнем в дисковых тормозах. Благодаря им, колодки прилегают к диску ровнее и плотнее, вибрации снижаются, звуки пропадают.
Возможно на ваших колодках таких пластин нет, их нужно приобрести и установить. Нужно подбирать новые детали той же формы и размера, что и старые, для надежного крепления, и исключения вибраций и скрипов.
Некоторые производители борются с неизбежными звуками, переводя их частоту в неслышимый для ушей человека диапазон. Именно для этого фрикционная часть распилена на несколько сегментов (обычно 2-3). Площадь тормозящих сегментов снижается, а частота вибраций повышается, и скрипа мы больше не слышим.
Разрезы выполняются в накладке, ширина около 2 миллиметров, глубина прорези 4 миллиметра. При отсутствии прорезей, вы можете сделать их сами.
Округления краев накладок, нужны чтобы тормозное усилие возникало постепенно, при соприкосновении их с металлом. Эти округления вы тоже можете нанести самостоятельно.
Неровности диска
Скрипы появляются не только по вине колодок, барабаны или диски тоже могут его вызывать. Неравномерность износа или кривизна тормозного диска тоже вызовут скрипение любой колодки. Искривление диск получает при попадании в лужу после торможения, когда он сильно нагрет. Изношенный подшипник ступицы тоже издает неприятные звуки. Барабаны поскрипывают из-за износа внутренней поверхности. Устраняются искривления проточкой либо заменой детали.
Износ накладок
Когда накладки стираются до предела, в процессе эксплуатации, тоже появляется скрип, даже при плавном торможении, потому что начинается трение металла о металл. Бывают случаи, когда фрикционные накладки отлетают, потому что плохо приклеены или приклепаны. Именно по этому, лучше сразу проверить тормоза и понять причину скрипов, чем оказаться без тормозов в критической ситуации. Современные тормозные колодки имеют «скрипуны», специальные пластинки, которые трутся о тормозной диск и таким образом сигналят о необходимости замены. Есть даже колодки с датчиками износа, как только накладкам подходит срок замены, на панели приборов горит лампочка.
Поломка тормозных механизмов
Изношенные части тормозного суппорта – его направляющих или поршней, что вызывает прекос колодок и соответственно скрипы в движении, не только при торможении. В барабанных механизмах бывает выпадают пружины натяжения колодок или их крепления, эти детали, зажатые между барабаном и накладкой визжат неимоверно.
Попадание грязи
Когда понижается температура и повышается влажность окружающей среды, свист колодок в автомобиле возникает чаще, чем в сухую и теплую погоду. Фрикционный материал сыреет и начинает скрипеть. Скрип так же вызывают пыль, песок и грязь, попадающие в бороздки, трещинки и прорези в материале накладок. Он бывает слышен даже при движении задним ходом. Бороздки и трещинки неизбежно образуются в процессе работы колодок. Устранить неприятные звуки можно промыв и прочистив детали тормозной системы. Мокрые накладки рекомендуется просушить, для этого достаточно притормозить несколько раз, чтобы при нагреве от трения влага испарилась. Теперь, надеюсь понятно, что скрип тормозов не всегда бывает безобидным.
До свидания, дорогие читатели, у меня все, подписывайтесь на обновления, делитесь с друзьями, будет много полезного.
Причина пятая – погодные условия
В осенний период причиной возникших звуков при нажатии на тормоза служит дождь, попадающий на поверхность колодок. Зимой же такой эффект провоцирует конденсат, появляющийся вследствие перепада температур. Резкие заморозки вызывают влажный налет, возникающий при соприкосновении холодного воздуха и разогретого тормозного диска. Возникает вопрос, что делать в таком случае. Нелишним будет, медленно двигаясь, понажимать на педаль тормоза несколько раз, чтобы, таким образом, «просушить» диск.
Загрязнение поверхностей
При езде на поверхности трущихся деталей попадает пыль, грязь. Мелкие песчинки, при срабатывании тормозов, препятствуют плотному прилеганию колодок к дискам. Это может вызвать скрипт при торможении. Кроме этого, при попадании дорожного мусора в пятно контакта тормозных элементов приводит к повышенному их износу, он банально их царапает, оставляя глубокие царапины на обеих деталях.
После поездки по лужам или в сырую погоду, на дисках может появиться небольшие налеты ржавчины. Коррозия – это результат окисления металла, с образованием на поверхности мелких песчинок. Они, подобно пыли, могут вызывать свист колодок при торможении.
Что делать?
Промывка дисков специальным средством помогут избавиться от скрипа. Ржавчина исчезнет после нескольких интенсивных торможений. Но если мусор уже успел повредить диски и колодки, то мытье не даст результата.
Почему скрипят тормоза на машине
Из практического опыта можно выделить три основные причины, почему могут скрипеть тормоза при торможении. Главный совет, который можно получить от опытных водителей – купить новые колодки. Тем не менее, это не всегда может помочь.
Тормозной диск с видимой выработкой
Разберемся как, вообще, появляется этот скрежещуще-свистящий звук. По словам экспертов, скрип при торможении присутствует всегда, только в обычных условиях он находится за диапазоном человеческого восприятия. При соприкосновении специального состава на колодках с диском появляется вибрация. В зависимости от частоты этой вибрации возникает слышимый или неслышимый человеческим ухом звук.
Три причины возникновения скрипа:
- Износ.
- Материалы и качество.
- Неправильная установка.
При торможении
Самая частая причина – это износ тормозных колодок. Немного реже встречается износ тормозных дисков. Тем не менее, замена на новые колодки решает проблему в более чем половине случаев.
Во-первых, из-за износа теряется оригинальная форма фрикционных накладок (прорези, закругления, неправильная форма и так далее). Во-вторых, на диске появляется неравномерная выработка, которая может привести к уменьшению эффективности торможения и появлению скрипа. В-третьих, на некоторых автомобилях используются колодки со специальным «скрипуном» (металлическая вставка), который начинает тереться об диск при износе. Он сигнализирует о необходимости замены.
В этих случаях достаточно купить новые колодки, и подождать, пока они притрутся. Если на тормозном диске присутствует выработка в виде продольных волн по окружности, то его можно отвезти в токарную мастерскую для проточки. Если его толщина меньше допустимой производителем, то потребуется замена на новый.
Специальная прорезь для улучшения охлаждения и снижения скрипа
В более редких случаях скрип появляется из-за поломки тормозных суппортов или ступичного подшипника. При выработке направляющих суппортов может измениться геометрия прижимной поверхности колодок к диску. Ступичный подшипник не должен вызывать скрип тормозов, но может сам сильно шуметь. В любом случае – необходима диагностика и ремонт.
После замены новых тормозных дисков и колодок
Еще одной причиной почему скрипят тормоза при торможении на машине может стать элементарная несовместимость материала тормозного диска и фрикционных накладок на колодках. Такое случается, и владельцу приходится менять практически новые запчасти. Поэтому советуем использовать детали, рекомендованные производителем.
Можно подобрать подходящий комплект и из неоригинальных запчастей. Но в таком случае есть риск “нарваться” на низкое качество и неподходящий состав накладок. Это может привести к уменьшению пробега на одном комплекте колодок, к увеличению износа дисков, или к снижению эффективности торможения.
Установка нового тормозного диска производится только с новыми колодками
Скрип может появиться и из-за погодных условий. Некоторые фрикционные составы начинают скрипеть при понижении температуры зимой. Он должен пропадать после нескольких торможений и прогреве. Также могут скрипеть новые колодки, и даже на автомобилях из салона. Некоторые производители наносят специальный состав на поверхность тормозных колодок. Этот слой очень тонкий, и он сотрется после нескольких резких торможений или пары десятков километров пробега по городу.
Из-за неправильной установки
На форумах нередко жалуются, что после посещения СТО скрипят новые тормоза при торможении на машине. Если есть уверенность в купленных запчастях, то причиной может стать неправильная установка, несмотря на то, что замена колодок – это довольно простая операция.
Из самых неординарных ошибок можно отметить установку колодок вверх ногами. Однако, чаще всего на СТО забывают установить прижимную пружину. Также не всегда устанавливают жестяную антивибрационную прокладку между суппортом и основой колодки. Эта простая «железка» гасит лишнюю вибрацию, обеспечивает равномерное распределение прижимной силы, а также может улучшать охлаждение.
Основные причины скрипа и визга тормозов
На спортивных авто скрип тормозов считается привычным явлением. Такая ситуация является следствием плотного прилегания тормозных колодок.
При выпуске серийных автомобилей производители обычно стремятся найти компромисс между комфортной тишиной и эффективностью торможения.
Появление скрежета в данных ситуациях могут вызвать такие причины:
- Пыль, ржавчина на трущихся поверхностях.
- Обкатка, притирание.
- Ошибки при установке.
- Низкое качество материалов тормозных колодок.
- Чрезмерное резкое торможение.
Пыль или ржавчина
Такая пыль или грязь зачастую попадает между рабочими поверхностям тормозов, становясь причиной скрипа при замедлении движения. Если машина какое-то время простаивала в условиях повышенной влажности, то на тормозном диске зачастую образуется ржавчина. Как правило, она стирается самими колодками.
Притирание новых колодок или сильный износ старых
По техническим требованиям тормозные колодки, диски нельзя подвергать интенсивным нагрузкам в первое время после установки. Обкатку этих элементов системы тормозов следует проводить хотя бы на протяжении нескольких сотен километров пробега. При таких условиях они адаптируются и притираются друг к другу.
Неправильная установка
При замене трущихся тормозных элементов важно придерживаться определенной технологии. Кроме того, данная проблема может возникать по причине недостаточной смазки направляющих в тормозных колодках
Такая ситуация может спровоцировать даже появление ржавчины
Кроме того, данная проблема может возникать по причине недостаточной смазки направляющих в тормозных колодках. Такая ситуация может спровоцировать даже появление ржавчины.
Некачественный материал
Стремление сэкономить нередко подталкивает водителей приобретать похожие по размерам и конфигурации тормозные колодки. В результате неоригинальные детали не подходят идеально по месту установки. Их приходится подтачивать, всячески дорабатывать. Даже после значительных усилий остаются расхождения между деталями, которые становятся причиной неприятных резких звуков.
При экстренном торможении
В результате длительного или резкого торможения возможен сильный перегрев колодок, дисков и их деформация. Кроме того, под воздействием высоких температур поверхности трущихся деталей «закаляются» и начинают проскальзывать, снижая эффективность торможения.
Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров?
Основные причины, усиливающие скрип (они и являются причинами слышимого скрипа)
1. Несоответствие материалов диска и фрикционного материала колодок.
Феродо (накладки на колодки) выполняются из специального материала, точный состав которого различается для каждого производителя. Феродо выполняется таким образом, чтобы обеспечивался максимальный тормозной эффект при минимальном износе.
Опытные водители знают, что в Жигулях скрип появлялся, когда феродо почти полностью выработался, и диск тормозится металлической частью колодки. Таким образом, чем более мягкий рабочий материал колодок, тем менее вероятен скрип, но изнашиваться они будут быстрее.
Очень часто водители приобретают«неродные» колодки, не задумываясь, что именно они могут быть причиной свиста. Вряд ли их восточные производители задумывались о совместимости материалов.
2. Скрипы новых колодок, обусловленные специальным напылением или покрытием.
Часто на новые колодки нанесено специальное предпродажное покрытие. Оно может вызвать скрип. Для его устранения достаточно пару дней поездить, совершая резкие торможения. Скрип должен исчезнуть.
3. Конструктивные особенности.
Конструкции некоторых типов колодок предусматривают противоскрипные пластины, которые устанавливаются, стабилизируя положение колодки относительно поршня. Таким образом, уменьшается вибрация колодки, соответственно, скрип.
Некоторые автолюбители неправильно устанавливают этот элемент или забывают его вообще. Иногда аналоги колодок продаются в комплекте без таких пластин. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с конструкцией штатной колодки.
4. Антивибрационные сегменты.
Многие автолюбители обращали внимание на сегментацию некоторых типов колодок (прорези глубиной около 5 мм, шириной – пару миллиметров). Часто продавцы объясняют их наличие самоочисткой фрикционной пыли, вентиляцией и охлаждением
На самом деле, разделение на сегменты пропорционально количеству сегментов увеличивает частоту свиста. Если свист в обычной колодке, например, идет на «противной» частоте 12 килоГерц, то сегментация на три сегмента дает перенос частоты на 36 килоГерц, которая неслышима человеческим ухом.
В качестве эксперимента автолюбители сами пропиливают такие дорожки. Иногда даже спиливают края колодок, делая торможение более «мягким».
5. Износ тормозного диска.
Неравномерный износ тормозного диска часто приводит к свисту и скрипу. Его можно проконтролировать в процессе замены колодок.
Причиной такого износа может быть заклинивание системы подвески суппортов. Самостоятельный ремонт суппортов и шлифовку диска лучше не производить: оптимально — отдать в ремонт специалистам. Все-таки, тормозная система.
Бесконечная шлифовка также невозможна. В сервисных программах (AUTODATA) и справочниках есть сведения о минимально допустимой толщине тормозного диска для каждой модели автомобиля.
6. Неправильная геометрия тормозного диска.
Так же может быть причиной скрипа. Диск можно искривить в результате ДТП или гидроудара (наезд в глубокую лужу на большой скорости).
7. Износ ступичного подшипника.
Он может шуметь при появлении износа только при торможении, лишь потом проявит себя полностью.
8. «Скрипуны».
Пластины, которые начинают тереть тормозной диск при износе колодок. В таком случае скрип полезен, как индикатор.
9. Погодные условия.
Зимой в рабочую область колодок может попасть лед, в любое время года – вода, песок, мелкие камушки. Если скрип после некоторого времени не проходит, необходимо произвести осмотр и диагностику.
Видео — почему свистят колодки при торможении и что делать в таком случае:
Скрипят тормоза: 5 основных причин
Естественные вибрации
Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.
Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.
Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.
Новые колодки
На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.
Эмоции от скрипа тормозов
Несовместимость материалов колодок и дисков
Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
- Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя первых во время торможения может конфликтовать с чугуном вторых.
- Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если автомобиль, который давно находится в пути, попадает колесом в глубокую лужу, или если машина долго простояла в очереди на мойку в жару. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства, но устранить причину скрипа можно только в автосервисе.
Перегрев диска
Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.
Пришло время смазать механизм
Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.
Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов
Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.
Нормальные шумы тормозной системы
Многие тормозные колодки свистят или скрипят, что обычно происходит в течении первых нескольких торможений после ночного простоя автомобиля на стоянке. Как правило, этот скрип уходит после того, как тормозные колодки нагреются и не выгонят из себя влагу, которая в них скопилась за ночь.
Вы уважаемые друзья наверняка сталкивались со скрежетом колодок, особенно в дождливую и сырую погоду по утрам? Не пугайтесь, это нормальное явление, поскольку за ночь на тормозных дисках из-за содержащейся в них влаги образовался тонкий слой ржавчины.
Раньше в качестве фрикционного материла на колодках использовался асбест. К счастью, в результате проведенных исследований медики доказали, что асбест может вызывать рак легких и поэтому от использования этого материала для покрытия тормозных колодок решили полностью отказаться.
В настоящее время в качестве фрикционных материалов используются альтернативные виды материалов, которые менее опасны для здоровья человека. Так, к примеру, в последние годы набирает популярность использование в качестве покрытия колодок сочетание металла и керамики. Это связано в первую очередь с тем, что в последние годы мировая автопромышленность развивается по пути уменьшения веса всех компонентов автомобиля
Поэтому снижение веса тормозной системы является важной задачей для всех автомобильных компаний.
Но из-за использования этих новых фрикционных покрытий при торможении автомобиля может как-раз и появляться неприятный скрип (визг) и т.п. в тормозах. Это совсем небольшая цена за увеличение мощности современных автомобилей, которая происходит за счет облегчения всех деталей автотранспортного средства.
Также, не стоит путать стандартный скрип тормозных колодок с тем скрипом, когда они (эти колодки) достигли 80% своего износа. Напомним нашим читателям, что большинство тормозных колодок начинают скрипеть в тот момент, когда фрикционный слой на них практически изношен. Это сделано для того, чтобы владелец машины без какой-либо диагностики смог впринципе узнать, что настало время менять старые колодки на новые.
9 когнитивных искажений, которые невольно меняют наше поведение
Причина первая – некачественный фрикционный материал
Если при торможении слышится скрип, а колодки только что после замены стоят новые, значит, их фрикционный слой плохого качества, они пылят, быстро осыпаются и не подходят к вашим тормозным дискам.
Виды тормозных планок и материалы, из которых изготавливается фрикционный слой, мы уже рассматривали в статье, описывающей замену колодок. Напомним лишь, что в производстве некоторых из них применяют в роли армирующих элементов стальную, медную или латунную стружку.
Вот эти частички и могут вызвать неприятный звук при торможении. После замены колодок на новые более качественные эти неприятные звуки должны исчезнуть.
Делать вывод, что все передние или задние планки, которые свистят или скрипят, являются дефектными не стоит. Может, просто они по своему составу не подходят к тормозным дискам вашего автомобиля.
Как подобрать колодки для системы V-brake?
Существует два вида тормозных колодок для ободной системы торможения одноразовая и картриджная.
Конечно же, одноразовая вовсе не означает, что ее эксплуатация рассчитана на одну поездку. В зависимости от стиля езды ее может хватить на достаточно долгий срок, но при износе придется покупать заново всю систему торможения.
Картриджная система, хотя и стоит подороже, подразумевает смену только резиновой части колодок, что в итоге оказывается более выгодным приобретением.
Также обратите внимание на размер колодок. Чем больше их размер, тем больше площадь воздействия на обод и, соответственно, более высокое сцепление и уменьшение тормозного пути
Производители выпускают три вида колодок, рассчитанных для поездок в сухую погоду, в сырую и универсальный вариант, подходящий для любого сезона.
Периодически необходимо осматривать колодки на предмет износа. Это будет заметно, когда перпендикулярные канавки на колодках исчезнут, что является сигналом к замене стершихся элементов.
Профилактика
Нередко скрипят дисковые тормоза на велосипеде после замены старой системы на новую. Чтобы устранить эффект, достаточно разогнаться на средней скорости, после чего несколько раз затормозить.
Неопытные велосипедисты после покупки нового «железного коня» стараются поначалу эксплуатировать его в щадящем режиме, бережно проходя спуски и лишь незначительно прихватывая тормоза на поворотах. Часто подобные действия приводят к формированию неравномерного, фактурного рисунка на дисках.
Если скрипят дисковые тормоза на велосипеде, необходимо обратить внимание на их обработку смазкой. Для данных целей рекомендуется применять специальную масленку
При использовании химического спрея терпеть раздражающие звуки придется еще долго, пока система не придет в норму. К тому же в ходе нанесения аэрозольного средства для смазки наверняка загрязнятся прочие функциональные элементы и поверхности, на которых позже образуется устойчивый слой пыли.
В плане профилактики также стоит обратить внимание на ряд рекомендаций:
- Необходимо поддерживать велосипед в чистоте, выполняя протирку тормозной системы после каждой поездки в сырую погоду. Для этого достаточно воспользоваться растворителем, уайт-спиритом либо бензином. Смысл подобных действий заключается в увеличении площади соприкосновения и повышении силы трения.
- Следует выполнять регулярную плановую очистку колодок. Делать это можно механическим способом, бережно соскабливая загрязнения ножом либо все той же наждачной бумагой.