Процедура установки
Неоформленное ГБО провоцирует большое количество проблем, в том числе административную ответственность за ГБО без регистрации. Поэтому следует соблюдать закон и установить систему согласно установленным правилам. Тогда газобаллонный автомобиль можно будет эксплуатировать без нарушений. В 2020 году водитель должен:
- Получить соответствующее разрешение госавтоинспекции для установки оборудования на автомобиль.
- Осуществить первичную техэкспертизу.
- Установить газовую систему.
- Пройти повторную проверку.
- Зафиксировать изменения в технической документации на транспортное средство.
- Пройти регистрацию в ГИБДД.
В 2020 году для этого понадобятся следующие документы:
- заявление для ГИБДД (оригинал и копия);
- техпаспорт автомобиля;
- свидетельство, подтверждающее регистрацию ТС;
- сертификат на оборудование;
- ТО;
- фотографии автомобиля до установки и после;
- заключение эксперта;
- бумаги, подтверждающие оплату экспертизы.
Процедура установки системы окупается за несколько лет, поэтому не стоит экономить и заниматься самостоятельным переоборудованием авто. Разрешение на переоборудование авто от ГИБДД в 2020 году является обязательным. Без этого документа осуществить другие этапы процедуры можно только незаконно. Справка: даже если техническая документация на ТС будет содержать сведения о наличии газового оборудования, без разрешения госавтоинспекции все равно придется платить штрафы за ГБО.
Оборудование должно пройти соответствующую проверку. Речь идет о безопасности водителя и пассажиров, поэтому любая неисправность может послужить отказом в установке. Внесение изменений в документы является последним этапом переоборудования. Если его проигнорировать, то также придется оплачивать штрафы ГИБДД.
Если изменения авто зарегистрированы должным образом, то водителю придется раз в полгода проходить техосмотр. Специалист проверяет конструкцию, ее крепеж и другие характеристики, после чего выдает собственнику соответствующее свидетельство. Перед тем, как предоставлять ТС для осмотра, следует удостовериться, что срок годности баллона еще не вышел. Именно это часто становится причиной появления проблем.
А какие возможности есть у водителей, которые оставили ГБО уже давно? Есть несколько вариантов. Можно демонтировать систему и снова перейти на бензин. Если этот вариант не подходит, то собственнику придется демонтировать ГБО и ставить его заново уже по новым правилам. Некоторые водители стараются узаконить старое оборудование без демонтажа, но трудно сказать, какими будут последствия. Скорее всего, его признают незаконным и все равно назначат административное взыскание.
О том, что за незаконное газовое оборудование предусмотрен штраф, известно всем автовладельцам. Однако многие все равно не соблюдают правила и не регистрируют переоборудование ТС как положено. То есть, нарушают закон и ставят под сомнение безопасность эксплуатации автомобиля.
Штраф за незаконную установку газового оборудования (при отсутствии регистрации ГБО)
Какие нарушения приводят к штрафованию:
- Несоответствие технических параметров на наружной поверхности баллонов авто и автобусов, ездящих на газовом топливе, данным техпаспорта, либо отсутствие дат последней и будущей периодической проверки.
- Внесение перемен в ТС без разрешения ГИБДД МВД РФ или других государственных органов, определяемых Правительством РФ.
- Полное отсутствие регистрации ГБО.
Штрафование за указанные нарушения регулируется КоАП (ст. 12.5, ч. 1). При эксплуатации неисправного газобаллонного оборудования, без допусков или регистрации размер штрафа составляет 500р.
Как часто проходить проверку ГБО
После того, как газовое оборудование прошло сертификацию, на собственника авто налагается обязанность регулярного контроля его состояния. Слежение за ГБО осуществляется проверками, которые обычно проводятся каждые 2 года там, где оборудование было установлено. На эту необходимость указывает пункт 9.8.3 «Технического регламента…»:
Газобаллонное оборудование на ТС в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны).
По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на ТС.
По итогам проверки владелец получает документ, свидетельствующий об исправности ГБО. Там же будет отражена дата его следующей диагностики.
Игнорировать проверки не следует. На этот счет есть пункт 7.14 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС»:
Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.
Значит, если контроль срока годности газового баллона, целостности его элементов не осуществлен вовремя, в действие снова вступает статья 12.5 КоАП, часть 1. И водитель получит минимум предупреждение, но скорее всего будет требование выплатить штраф 500 р.
Штраф за незарегистрированное ГБО в 2019 году
За установку газового оборудования без разрешения в 2019 году водителя могут привлечь к административной ответственности. Несмотря на то, какой штраф указан за это нарушение, незаконное переоборудование ТС в первую очередь является опасным для жизни и здоровья пассажиров.
Следует учитывать, что штраф за установку ГБО без регистрации составляет 500 рублей. Такой же размер действует и при частичном некомплекте документов.
Закон предусматривает, что собственник должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Если он нарушит это правило, то будет обязан оплатить штраф за ГБО.
Помимо того, что на водителя накладывается штраф за ГБО без документов в 2019 году, он также обязан оформить разрешительные документы на установку. На это дается 10 дней. Если он это не сделает, то повторный штраф за незарегистрированное ГБО не предусмотрен. Вместо этого собственнику могут запретить эксплуатировать машину или посадить его на 15 суток.
В 2019 году запрет на управление ТС сводится к тому, что сотрудники ГИБДД аннулируют регистрацию авто и забирают его на штрафстоянку. И у владельца появляется огромное количество проблем с восстановлением регистрации.
Назначение штрафа повторно
Когда водитель оплачивает штраф, но сам не хочет убирать газовое оборудование, либо регистрировать его в течение отведенных по закону 10 дней, тогда ему грозят другие санкции при повторном фиксировании нарушения.
Повторно могут наказать в том случае, если поймают такого безответственного водителя – остановит его дорожный патруль и станет проверять не только документы, но и соответствие документации конструктивам машины.
Вторичное наказание за незарегистрированное ГБО грозит в виде:
- 15 суток ареста автомобилиста;
- арест автомобиля до полной его реконструкции, либо оформления документации на ГБО.
Получается, что при повторном фиксировании нарушения штрафы уже не выплачиваются и не назначаются, но фигурируют другие формы ответственности, которую водитель обязан понести.
Специалисты отмечают, что стоимость таких стоянок не из дешевых. Тем более, что каждый день нахождения авто на территории автостоянки, принадлежащей ГАИ, выльется в кругленькую сумму водителю, который может отбывать свой срок наказания под 15-суточным арестом.
Штрафные санкции для юридических лиц
Штраф для должностных лиц выставляется точно таким же, как и для физических лиц – 500 руб. Об этом четко сказано в ч.1 ст.12.5 КоАП РФ. Однако, если речь заходит об эксплуатации ТС, состоящем на балансе у юридического лица (какого-либо предприятия, например), тогда размеры денежных санкций значительно увеличиваются.
Но при этом юр. лицо обязано в течение 1 месяца демонтировать газовую систему, либо же оформить на нее документы в надлежащем порядке.
Как заплатить штраф
После вынесения постановления об административном правонарушении водитель в лучшем случае может ехать дальше, обещая в срок до 10 дней зарегистрировать оборудование.
Через некоторое время на адрес его прописки придёт письмо из ГИБДД с уведомлением о нарушении и извещением для уплаты штрафа. Получить платёжный документ можно и раньше — если иметь учётную запись на портале государственных услуг — ЕСИА, либо пользоваться различными приложениями из серии «Штрафы ПДД» и т. п.
Можно оплатить неустойку в любом банке, а также произвести транзакцию удалённо:
- через портал ЕСИА; через одно из мобильных приложений;
- через личный кабинет в банке, который обслуживает карту нарушителя;
- через электронный кошелёк.
Если заплатить штраф в первые 20 дней, то он уменьшается в 2 раза, т. е. вместо 500 рублей нужно будет заплатить 250. Для уплаты неустойки даётся 2 месяца. Если нарушить этот срок, то сумма, наоборот, удваивается и уже нужно платить 1 000 рублей.
Как правило, при просрочке ГИБДД направляют дело нарушителя в Службу судебных приставов.
Приставы вправе и возбудить исполнительное производство — наложить арест на имущество человека, заморозить его счета, взыскать сумму с расчётного счёта и т. п.
Ответственность за неуплату штрафа за незарегистрированное ГБО
Отказ за оплату штрафа за незарегистрированное ГБО на авто с 2018 года может привести к весьма неприятным последствиям:
- Административный штраф может быть увеличен в двойном размере или заменен на арест или обязательные работы.
- Дело может быть передано службе судебных приставов, которая найдет способ взыскать долг.
- На автомобиль может быть наложен запрет на проведение любых регистрационных действий.
- Придётся забирать железного друга с штраф-стоянки и оплачивать его пребывание там.
В любом случае результат наказания будет весьма неприятным, так что лучше провести процедуру регистрации ГБО на авто по закону.
Порядок переоборудования
Существует установленный порядок действий для перевода эксплуатации автомобиля на альтернативный вид топлива. В 2020 году водители должны проходить процесс регистрации с учетом требований Таможенного союза.
Первым и ключевым шагом является поиск подходящей компании, которая на законных основания представит услугу изменения конструкции авто. От профессионализма сотрудников зависит общая безопасность дальнейшего использования ТС. Искать компанию стоит с учетом реальных отзывов клиентов и действительности лицензии.
В каждом субъекте Российской Федерации расположены по меньшей мере два представителя рынка обсуждаемых услуг. Водитель должен сделать правильный выбор и не соблазняться заниженными ценами на изменение конструкции ТС.
Этапы перевода автомобиль на газовое оборудование после выбора компании представлены следующими шагами:
Получение официальной справки о пригодности транспортного средства к переоборудованию. Бумага представляет собой заполненный бланк, на котором должны присутствовать все формальные элементы.
Составление текста требования о переводе автомобиля на ГБО и направление заявления в ГИБДД. На данном этапе автомобилист должен быть готов к тому, что сотрудники ГИБДД потребуют предоставить авто для дополнительного осмотра.
Представители ГИБДД ставят в заявлении пометку о том, что автомобиль может быть переведен на газовое оборудование.
Автомобилист с полученной бумагой возвращается в организацию, у которой хочет получить услугу и принимает решение относительно особенностей газобаллонного оборудования
На этом этапе важно получить всю прилагаемую приобретенному ГБО документацию: паспорт на баллон, сертификат, экземпляр договора на предоставление услуги переоборудования и справки форм Ф-2 и Ф-2б.
Компания оказывает водителю требуемую услугу.
Водитель следит за проведением финальной технической экспертизы. После завершения переоборудования автомобилист должен получить 3 заключения экспертов, которые будут содержать информацию о:
внесенных в автомобиль изменениях;
том, что дальнейшее использование ТС безопасно;
проведении процедуры установки ГБО в соответствии с действующими требованиями и нормами.
Автомобилист отправляется в любую точку технического обслуживания и проходит обычный ТО, предоставив полученные ранее документы на ГБО.
С обновленным после посещения автосервиса пакетом документов водитель вновь посещает ГИБДД, уплачивает пошлину
На этом этапе собственник транспортного средства получит ПТС и СТС с пометками о внедрении в автомобиль ГБО.
При обращении в крупные компании водитель во многом освобождает себя от обязанности многократного посещения инстанций. Представители организации самостоятельно улаживают проблемы с документами и составляют необходимые бумаги. Данного рода деятельность будет включена в стоимость перевода автомобиля на газ.
На что нужно обратить внимание
Водителю стоит задуматься о ведении процесса переоборудования только с одной компанией, которая готова взять на себя полную техническую и юридическую ответственность за перевод ТС на ГБО. Предоставление услуг «под ключ» обезопасит автовладельца в случае непредвиденных обстоятельств.
Выбор оборудования — не простая формальность. Оборудование серьезно различается по странам-производителям, поколениям и другим важным параметром. Нельзя приобретать ГБО без предварительной подготовки.
Необходимо заранее продумать, где будет находиться конструкция. Расположение датчика остатка топлива и прочих элементов конструкции должно отвечать требованиям удобства и безопасности. Иногда конструкцию размещают в месте для «запаски», но рациональность такого решения всегда определяется индивидуально. Неверно расположенное оборудование доставит определенные неудобства при ежедневном использовании ТС.
Состав ГБО
- Баллон. Для хранения газа делаются эти емкости из специальной стали, которая должна выдержать высокое рабочее давление газа. Периодически нужно проводить проверку баллона, после чего на нем ставится специальное клеймо. Баллоны для хранения газа, как правило, окрашиваются в красный цвет. Они бывают разной формы, иногда выполняются по форме запасного колеса автомобиля и хранятся на его месте. Такой баллон очень удобен, но стоит на порядок выше, чем другие. Каждый баллон оборудован специальным клапаном.
- Газопроводы высокого давления. Изготавливаются в виде трубок из толстой стали. Газопровод должен иметь хорошую герметичность, чтобы не допустить утечки газа.
- Редуктор. Служит для понижения давления газообразного топлива, контроля количества подаваемого газа, а также перекрытия газопровода при подаче избыточного количества газа.
- Газовый фильтр. Необходим для очистки газа от пыли и различных примесей, которые могут повредить важные детали автомобиля.
- Форсунки и смесители. Необходимы для смешивания газа с воздухом, а также для контроля количества подачи газа.
- Работа газобаллонного оборудования контролируется с помощью электронного блока управления.
Установка ГБО: положительные и отрицательные стороны
Переход на газовое топливо экономит 50% средств автомобилиста по сравнению с альтернативным видом топлива — бензином. Однако этот несравненный плюс перекрывается некоторыми отрицательными моментами, с которыми должен ознакомиться каждый автомобилист, желающий преобразовать свое средство передвижения.
Использование газобаллонного оборудования имеет следующие минусы:
- повышенная взрыво- и пожароопасность;
- риск отравления летучими веществами;
- сокращение багажного отсека;
- проблематичный запуск в зимнее время года и необходимость заправки одновременно двумя видами топлива;
- присутствие в салоне запаха газа;
- преждевременный износ механизмов транспортного средства, которые были рассчитаны на работу с традиционным видом топлива;
- наличие проблем с количеством газовых заправок;
- высокая цена легального перехода на ГБО;
- возможность проблем при перепродаже ТС.
Существенность каждого негативного момента определяется в индивидуальном порядке. По этой причине дать однозначного ответа на вопрос о целесообразности перехода на газ невозможно.
Как зарегистрировать газовое оборудование в ГИБДД?
Для того чтобы поставить ГБО на учет понадобится не так много действий.
Достаточно составить заявку на регистрацию ГБО на личное авто. Также необходимо отдать ГИБДД специальные документы для разрешения на переоборудование или установку.
Зарегистрировать ГБО на автомобиле должен каждый владелец транспортного средства с подобным оборудованием, если не хочет получить административный штраф.
Работы, проводимые во время экспертизы, будут указаны в специальной декларации, которую выдаст проверяющая организация.
Для подачи заявления нужно собрать следующие документы:
- Результаты технической экспертизы газового оборудования.
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Доверенность (нужна в том случае, если заявление подает представитель владельца авто).
- ПТС.
- Документы владельца авто и его данные.
- Регистрация авто.
- Заявка на установку или переоборудование ГБО.
Порядок регистрирования ГБО:
- нужно взять форму заявления на экспертизу;
- предварительно проверить авто;
- установить оборудование в организации;
- зарегистрировать оборудование (внести изменения в тех паспорт);
- пройти техосмотр;
- зарегистрировать новое газобаллонное оборудование;
- проходить регулярные проверки (раз в полгода) во избежание штрафных санкций.
При выполнении всей последовательности действий можно избежать штрафа, а также удостовериться в безопасности автомобиля и газобаллонного оборудования.
Для завершения процесса регистрации ГБО необходимы следующие документы:
- Заключение проверки, которое описывает все характеристики оборудования и соответствие его всем требованиям.
- Паспорт или другой документ, по которому удостоверяется личность гражданина.
- Регистрация автомобиля.
- Документы о праве собственности на ТС с установленным газовым оборудованием.
- Свидетельство о проведении ТО.
- Сертификаты оборудования, которые подтверждают, что установка ГБО произведена правильно и в соответствии с законодательством.
- Документы сертифицированного центра о проведении установки газового оборудования.
- Снимки авто до и после установки ГБО.
- Справка об оплаченной пошлине за ГБО (стоимость – 850 рублей).
- Заявка на регистрацию ГБО.
Внимание! Установка газового оборудования на автомобиль предполагает внесение изменений характеристик машины или другого ТС в его паспорте.
Требования по установке и эксплуатации автомобиля с ГБО
Согласно ч.1 ст.32 Закона Украины «О дорожном движении», переоборудование транспортных средств путем установки специального оборудования, не предусмотренного нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно отвечать правилам, нормативам и стандартам Украины.
Согласно ч.2 ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении» не разрешается без согласования переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра веса, типа двигателя, его веса и мощности.
Пункт 5.2 ДСТУ 3649:2010 определяет, что не разрешено вносить изменения в конструкцию ТС, а также применять дополнительное оборудование без согласования таких действий с установленным порядком.
В соответствии с п.31.3 «а» ПДД эксплуатация транспортных средств в случае их переоборудования с нарушением требований стандартов, правил и нормативов, касающихся безопасности дорожного движения, запрещается.
Как зарегистрировать
Прежде чем устанавливать такое оборудование на автомашину крайне важно каждому водителю пройти сначала регистрацию дополнительного устройства в структурах ГИБДД. Только после того, как ГАИ выдаст разрешение в письменном виде и оформленное надлежащим образом, можно производить реконструкцию топливной части транспортного средства
Только после того, как ГАИ выдаст разрешение в письменном виде и оформленное надлежащим образом, можно производить реконструкцию топливной части транспортного средства.
В связи с новшествами в нормативных актах и законах, которые возникли с 1 января 2020 года требования к переоборудованию конструктивов автотранспортных средств стали более лояльными.
Если ранее категорически было запрещено менять конструкцию в машине, добавлять туда что-то, то сегодня достаточно взять разрешение в ГАИ и смело переконструировать машину.
Все вопросы, связанные с изменениями в отношении регистрации и правил оборудования машин можно представить в виде таблицы:
Вопрос, который требовал решения на законодательном уровне |
Как было раньше |
Как стало с 01.01.2017 г. |
Демонтаж уже установленного оборудования для регистрации в ГИБДД и получения разрешения на установку. | Демонтаж производится. Оборудование проверяется в специальной лаборатории. | Демонтаж не производится – можно регистрировать уже установленное оборудование. В лаборатории установку проверять надо. |
Установка тороидальных (цилиндрических, под вид запасного колеса) баллонов. | Запрещено | Разрешено |
Демонтаж «запаски» (запасного колеса). | Запрещено | Разрешено с соответствующими документами, разрешающими демонтаж. |
Куда обращаться за регистрацией | Территориальное отделение ГИБДД | Территориальное отделение ГИБДД, ГАИ |
Езда на авто без бумаг, оформленных на газовое приспособление. | Не допустимо | Допускается при наличии копии заявления, поданного в ГАИ для регистрации ГБО. |
Отказали в регистрации ГБО | Обратится можно в МВД РФ |
Раньше нужно было сначала снять уже прикрепленную систему ГБО, потом сдать ее в специализированную лабораторию на проверку.
Тороидальные баллоны в обязательном порядке должны соответствовать требованиям ЕК. Их установка не противоречит положениям п.10.10, выложенных в Приложении №8 к Техническому Регламенту.
Порядок регистрации ГБО следующий:
- Машина предоставляется на осмотр.
- Затем следует взять заключение экспертизы, проведенной при осмотре в специальном СТОА по техническому состоянию машины.
- Подача заявления в ближайшее отделение ГИБДД, какое удобно водителю.
- Приложить к заявлению документацию на автотранспортное средство, которое подлежит реконструкции.
- Приложить к заявлению документы, подтверждающие личность водителя.
- ГИБДД выдает разрешение.
- С этим разрешением машину вновь отгоняют на автосервис, на котором уже производится модификация конструктивов машины – установка ГБО по разрешению ГАИ.
- Водитель должен взять у фирмы-установщика ГБО бумаги: на само приспособление, свидетельство о том, что машина безопасна для вождения, а также сертификат, разрешающий установщику производить подобный ремонт по машинам (типа лицензии на вид деятельности автосервиса).
- Машина опять проходит экспертную проверку.
- Затем следует прохождение общего техосмотра авто.
- Теперь нужно взять необходимые документы из станции техосмотра – диагностическую карту.
- С диагностической картой, бумагами на машину и персональной документацией водитель вновь обращается в отделение ГИБДД, чтобы получить квитанцию на оплату госпошлины.
- Авто проверяется уже сотрудниками ГАИ.
- Оплачивается госпошлина.
- Присылается уведомление водителю о том, что можно забирать уже готовое свидетельство о регистрации ГБО на его машину.
- Водитель приезжает с ПТС и СТС на машину, в которых проставляется отметка «в конструктиве автотранспортного средства установлено ГБО».
- На руки автомобилисту выдаются СТС и ПТС с отметками, а также свидетельство о регистрации нового оборудования, установленного в машине.
Иногда автомобиль можно забрать раньше, взять справку из ГИБДД о том, что документация на ГБО находится на стадии изготовления и ездить спокойно с уже установленным газовым оборудованием.
Итоги
По закону даже в простейшей газовой плите нельзя самостоятельно менять какие-то детали. Автомобиль — достаточно сложный механизм, который направляется с конвейера завода потребителю только после того, как все испытания по безопасности проведены.
Если силовая установка ТС предназначена для работы на бензине, переоборудование на газ означает серьёзное вмешательство в конструкцию. Когда это сделано неправильно, о безопасной эксплуатации транспортного средства не может идти речи. Неизвестно, как двигатель поведёт себя в пути.
Оплата штрафа — это самое малое наказание, какое может повлечь за собой факт монтажа ГБО незаконным способом и его неоформление. Авария на дороге, взрыв газового баллона, серьёзная поломка двигателя автомобиля — эти последствия гораздо более страшные.